2008 год оставил на память о себе яркие следы в мире искусства. Дни.Ру отматывают пленку культурного года Крысы на начало и заново просматривают самые яркие кадры вместе с интернет-телеканалом Russia.Ru.
Два самых больших ожидания 365 дней под грифом "2008" одновременно оказались их самыми горькими разочарованиями. Два красивых мифа - о Джеймсе Бонде и феномене писателя Виктора Пелевина - с разницей в полтора месяц пошли ко дну, точно "Титаники", навылет пробитые громадными айсбергами.
Джеймс Бонд - самый продолжительный полнометражный сериал в мире, каждый новый эпизод которого приходится ждать по несколько лет - заработал на своем имени достаточно, чтобы, перешагнув двадцатикартинный рубеж, позволить себе выкинуть пару-другую кинокульбитов и даже сымитировать собственную смерть. 22-я картина "Квант милосердия", где события срываются с места в карьер спустя 20 минут после тех, что венчают предыдущий фильм, производит впечатление рухнувшего в шахту этажа этак с сотого лифта. Причем у зрителя остается послевкусие, которое можно описать разве что фразой из "Бриллиантовой руки": "Упал, очнулся - гипс". Дэниел Крейг, признаем же очевидное, стал первым актером, свернувшим шею всея британскому агенту 007 - Джеймс Бонд мертв, господа, а все, что мы видим в 22-й полнометражной серии о его приключениях под названием "Квант милосердия" - искусные пляски его тени.
Презентация новой книги Виктора Пелевина "Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана" была проведена в ночь с 4 на 5 октября в магазине "Москва". После боя кремлевских курантов женский голос объявил начало продажи и пообещал, что магазин сегодня не закроется, покуда из него не выйдет последний посетитель. Алчущие заполучить драгоценную подпись кумира выстроились в длинную извивающуюся очередь, плотным кольцом обхватив журналистов и случайных посетителей. Некоторые из стоявших в очереди записывались в список претендующих на книгу с подписью Пелевина с семи часов вечера. Сам Виктор не пришел лишь потому, что не хотел рекламировать себя – важнее было, чтобы говорили о книжке – ее он очень старательно оформил, подобрав для обложки веселых восточных божков на счастье и умерщвленного пулей телепузика Дипси.
Словом Пиндостан в сетевой среде принято обозначать ни много ни мало Соединенные Штаты Америки, и сие пренебрежение отчасти задает тон дальнейшему произведению, повествующему и о ФСБ, и о Чукотке, и о продукции знаменитых холдингов – своеобразный продакт плейсмент, присущий писателям 90-х. Над всем этим стоит композиционно помещенное в эпилог заключение нарколога, чем и заканчивается 8-й роман Пелевина. "Это нечестная книжка, - предупредил в отношение "П5" главный редактор "Книжного обозрения" Александр Гаврилов. - Пелевин - великий писатель, создавший свой мир, свой язык, а теперь просто подделывает свои ранние вещи. Не годится".
Самым, пожалуй, честным литературным произведением года стала армейская повесть "Кирза", которую очень скоро окрестили руководством по выживанию в армии и "армейской библией". Дебютная повесть Вадима Чекунова на знаменитом контркультурном проекте Udaff.com писалась фактически в режиме онлайн. Автор творил под никнеймом Кирзач, его первый пост был еще в 2006 году, а в апреле 2007 "Кирза" начала публиковаться. Первая часть книги собрала 1200 с лишним комментариев. К моменту выхода в бумажном варианте "Кирза" получила "путевку в свет" от известного писателя Дмитрия Быкова, объявившего ее "лучшей повестью об армии в постсоветской России".
Вадим Чекунов, находясь при исполнении служебных обязанностей - писатель преподает в Китае русский язык, на презентацию собственной книжки не попал, но Дмитрий Удафф Соколовский, по сути открывший этого автора массовому читателю, дал по повести самые честные и исчерпывающие комментарии: "Повесть, в общем-то, о том, как человек превращается совсем в другое существо, совершенно непохожее на то, кем он был раньше".
Еще одним триумфатором года на литературной ниве стал Дмитрий Глуховский с романом "Метро 2033": на протяжении года он не покидал десятку бестселлеров "Книжного обозрения". Дни.Ру попросили главного редактора "Книжного обозрения" Александра Гаврилова разъяснить формулу успеха романа Дмитрия Глуховского. "Мне кажется, ответ довольно очевидный: во-первых, Митя написал блистательную книжку, очень точно соответствующую апокалиптическим представлениям о мире, который есть у великого русского народа, - отметил эксперт. - И если мы посмотрим на окружающую действительность и как люди реагируют на кризис, с этим радостным гиканьем, притоптываньем и криками: "Наконец-то все стало как надо – то есть очень плохо", - мы поймем, что это и есть читатели Дмитрия Глуховского. Читатели романа о том, как все забрались в метро, и кто не забрался, тот не выжил, кто хотел радоваться солнцу и как-то жить полной жизнью, - погиб. А кто хотел сидеть в подвале и изображать из себя деловитую крысу - тот выжил".
Апокалиптические прогнозы от бывшего спецназовца Сергея Тармашева взяли полки книжных магазинов решительным штурмом под самый конец года и быстро завоевали там завидное место. Феномен романов "Древний: Катастрофа" и "Древний: Корпорация" также можно отчасти объяснить настроением читателя, живущего в смутное время финансового кризиса. Все-таки хочется узнавать не о том, что вот-вот от внешних обстоятельств пострадаешь ты и твои близкие, а том, что "конец света" случился с другими, более того - они это пережили, а значит, здесь и сейчас все не так уж и потеряно и главное - выход существует. С другой стороны, тот факт, что оба романа вышли из-под пера экс-спецназовца, а ныне инструктора по рукопашному бою, на качестве книжек - как это резонно было бы предположить - не сказывается. Более того, придает серии некоторое обаяние мужественности: это не просто игра в крутого парня - это крутой парень из настоящего рассказывает о крутом парне из будущего.
В 2008 году под эгидой возрождения легендарной советской "Библиотеки приключений" вышел и проект "Три бестселлера лета". Издательство "Популярная литература" представило читателям три новинки - адвокатский триллер и романы, приключенческий и шпионский. Последний роман "В Париж на выходные" Сергея Костина пропагандирует актуальное веяние - "нестыдный патриотизм", а кроме этого представляет собой новаторский микс путеводителя и шпионского триллера.
"Я же надеюсь, что то, что написано в моей книге, никак не связано с реальностью, - заявил Сергей Костин. - Хотя все, что касается фактуры, правда, все так и происходит: с этой книгой можно ходить по Парижу, как с путеводителем. Но не покупайте ее, если вам нравятся сказки про Джеймса Бонда. Бонд – персонаж комиксов".
Одним из самых ярких кинособытий года стал голливудский дебют Тимура Бекмамбетова. Режиссер с его последней картиной "Особо опасен" по мотивам известного в США комикса - первый российский успешный коммерческий марш-бросок на территорию, где до сих мы могли гордиться преимущественно русскими корнями того или другого артиста (Миллы Йовович, к примеру, или новобранца американского киноцеха Антона Ельчина). После просмотра "Особо опасен" российский зритель должен выпрямиться во весь свой богатырский рост: мало того что мы собственным рублем проложили Бекмамбетову путь в Голливуд (сделали кассу "Ночному дозору" на шестнадцать миллионов долларов и сорок миллионов положили в карман создателям сиквела "Дневной дозор"), так еще и стали испытательным полигоном. Из проекта в проект на нас оттачивались фирменные приемчики, чтобы потом сбросить на "фабрику грез" бомбы визуального мастерства русских компьютерных гениев и подать традиционные "пули с мухами и девушку в красном авто" под видом "уникального бренда".
Человек, чьи книги в буквальном смысле дали Бекмамбетову путевку в Голливуд, - писатель Сергей Лукьяненко в своей авторской колонке на Днях.Ру рассказывал в 2008 году о любимых фантастических фильмах. От фантаста читатели узнали, какой советский фильм 1974 года опередил "Фабрику грез", что нового привнес Ридли Скотт в стандартную тему кровожадных пришельцев, а также напомнил о его же фильме "Бегущий по лезвию бритвы", чьи визуальные интонации считываются в первом российском фантастическом блокбастере 2009 года - "Обитаемом острове" от режиссера Федора Бондарчука. Собственно, с этой картины и начнется отсчет новых 365 дней, полных культурных побед и поражений. Дни.Ру вместе с Russia.Ru будут строго следить за тем и другим.