Сорокина не исполнила мечту Алсу

None

Под снежные перья с декабрьского неба и микс аромата свежих круассанов с запахом только что внесенных в обеденный зал елок в московском Cafe des Artistes родилась формула рождественского чуда. Как оказалось, не нужно быть волшебником, чтобы сделать на Новый год незабываемый подарок.

Общественная дискуссия "Рождественская благотворительность. Возрождение традиций", проведенная в рамках проекта "Россия благотворительная", в полдничный час собрала за одним столом людей, которые изо дня в день пытаются дать шанс на лучшую жизнь тем, кто не может позаботиться об этом сам.

Президент фонда "Линия жизни" Фаина Захарова только что вернулась из Новосибирска, где собрала на операции тяжелобольным детям три с половиной миллиона рублей. Накануне - уже в Москве - фонд пополнился еще полутора миллионами от продаж елок. Автор проектов "Россия благотворительная" и "Поделись знанием", директор Коммуникационной группы Production Ru Елена Шаройкина второй год объявляет в детдомах по всей России литературный конкурс: "Моя мечта" - прошлогодняя концепция, в этот раз - "Профессия моей мечты". Дизайнер Елена Теплицкая придумала благотворительный проект "Улица Рождества" и собирается после праздников перекрашивать детский дом в Туле. Телеведущая Светлана Сорокина ездит по приютам и проводит точечные акции помощи. Кроме того, постоянным информационным партнером фонда благотворительным фондом "Линия жизни" стало Агентство медицинской информации АМИ-ТАСС.

Приучив себя к мысли, что за все в жизни нужно платить, мы привыкли понимать под словом "благотворительность" исключительно сбор денег, однако через полтора часа живого и открытого спора стало ясно: даже если собрать все деньги мира, невозможно будет купить то, в чем больше всего нуждаются обездоленные люди - от младенцев до стариков. Однако рецепт счастья есть. Более того, он был известен еще до революции, а главные чудеса совершались как раз в Рождество и на Новый год.

Четыре истории из настоящего

Участники дискуссии рассказали четыре истории, иллюстрирующие, как сложно оказать самую простую помощь.

По словам Елены Шаройкиной, когда два года назад Production Ru начинали проект "Поделись знанием", целью этой акции было привезти в детские дома как можно больше хороших книжек, чтобы дети могли читать. Стали узнавать, какой литературы не хватает, и выяснилось, что этой проблемы не существует. Потому что дети не читают книжек. Их, по большому счету, волнует только одно - проблема коммуникации. И тогда концепция проекта была изменена - "Поделись знанием" превратился в литературный конкурс для воспитаников детдомов на тему "Моя мечта", а вместо книжек к детям отправились диски, на которых известные актеры читали сказки.

Елена Шаройкина вспомнила и другую историю. Совсем недавно в продуктовом магазине ей пришлось наблюдать, как пожилой человек долго выбирал в мясном отделе одну-единственную котлету. Просил взвесить то одну, то другую, а потом уточнить стоимость. В этой ситуации Елена оказалась совершенно беспомощна: подойти и купить ему эту несчастную котлету значило бы оскорбить его. А другого выхода не было.

Светлане Сорокиной случалось посещать деревенский сиротский приют, где воспитывалиcь дети татар и русских. "Я не первый раз там уже была такими набегами с подарками, половина которых потом, конечно, разворовывалась", - отметила телеведущая. Имя старшей воспитанницы Светлана помнит до сих пор - Алсу. "Я спросила у нее: "У тебя есть мечта?" Хотела помочь. Она долго думала и ничего не смогла мне сказать. Это самое ужасное - у них нет мечты". Алсу из той далекой деревни просто не могла представить, каким еще может быть ее будущее, кроме того, что она вырастет, родит ребенка, который, скорее всего, тоже окажется в родном для нее сиротском доме. "Эта девочка Алсу была внучкой той, которая первой попала в приют", - уточнила Сорокина.

В другой раз Светлана, проводив дочку в школу, ехала по центру и решила остановиться и согреть себя в кафе чашечкой кофе. "Выхожу из машины, у перехода стоит и дрожит бомжиха, протягиваю ей 100 рублей, а она мне: "Ой, да деньги-то у меня есть - уберите!" - вспоминает известный на всю страну тележурналист. - И я в задумчивости пошла дальше - так и осталось для меня загадкой, что же она там стояла и дрожала, если деньги ей были не нужны... Это к вопросу об адресности помощи".

Три предания старины

В те времена, о которых сейчас нам могут напомнить только музеи, привычка делать ближнего счастливее если и не передавалась с молоком матери, то воспитывалась с пеленок. Лев Николаевич Красноперцев, хранитель Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей, привел в пример три известнейшие до революции семьи.

Имя Третьяковых было связано с училищем для глухонемых детей - это заведение глава семейства Павел Михайлович финансировал до самой своей смерти. Более того, он настойчиво внедрял в свою деятельность супругу, которая поначалу боялась рычащей и мычащей оравы. Всей семьей Третьяковы приходили на школьную елку: Павел Михайлович лично знал всех мальчиков, а его жена - всех девочек. На следующий день звали всех к себе в дом.

Другие знатные москвичи - Прохоровы - держали при своей Трехгорной мануфактуре приют и на каждый праздник приглашали сирот в свою семью. Детдомовцы к революции все выросли, отправились служить кто в ЧК, кто в Красную армию, но именно благодетелей своих вспоминали всю жизнь как самых светлых людей.

Братья Рукавишниковы приобрели в Москве большой дом. Не для себя - для малолетних преступников. Этих сорвиголов купить было нельзя - они все могли украсть сами, однако братьям удалось завоевать их расположение: Рукавишниковы поразили их преданностью - так, один из братьев буквально не отходил от беспризорников.

"Нужна человеческая близость - кроме помощи", - констатирует Лев Николаевич. До революции в России было известно около 1000 благотворительных организаций, причем 150 из них были детскими. Все они ловили благоприятные моменты для успеха своей деятельности - пиковыми как раз считались Рождество и Пасха. Красноперцев особенно обратил внимание на тот факт, что, помимо общественных благотворительных елок, добро творилось в канун праздников в каждой семье: гостей зазывали на домашние спектакли и продавали им билетики, собранные копеечки потом шли на заранее оговоренные благородные дела в помощь ближним.

Мужчин - в детдомы!

Предания "старины" - сравнительно недавнего прошлого нашей страны - заставили задуматься: почему сейчас считается зазорным оказывать помощь от своего имени? Или вот, например, отчего, имея за плечами нации большой опыт семейных рождественских благотворительных деяний, мы оказались в новом веке практически на нулевой отметке и вынуждены тыкать пальцем, пытаясь отгадать, кто ищет нашей помощи и чем именно мы можем ему помочь?

Елена Тополева, директор Агентства социальной информации: Существует стереотип, который трудно ломать. Люди считают, что благотворительность по своей природе должна быть анонимной. Если имя известно - значит, что-то уже не то. Кто такой благотворитель? Наши граждане считают, что государство. О бедных должно думать государство - мы привыкли к этой мысли. В советское время это была маргилизированная сфера. Были утеряны традиции воспитания в школе и семье. Эти вещи трудно возродить. Исследования показывают, что в целом к благотворительной деятельности относятся хорошо, но не доверяют, не знают, куда пойти и кто может помочь.

Светлана Сорокина: Делать добро в тишине - это еще и православная традиция.

Людмила Норсоян, дизайнер: Дети, на которых направлена благотворительность, и люди, которые идут в благотворительность, должны встретиться. Фонды должны стать буфером между двумя полюсами. Единственное, на мой взгляд, имеет смысл оказывать помощь детям до 14 лет.

Светлана Сорокина: Можно реплику вслед? Нужно жалеть не только 14-летних. Они такие в 14 лет, потому что до этого им не успели помочь. Стартовые возможности много значат.

Людмила Норсоян: Помогать нужно с разбором. Выбрать и помогать. Я не откажу в куске хлеба никому, но дверь своей души и своего дома открою не перед каждым.

Светлана Сорокина: И все-таки невозможно хотя бы не сочувствовать тем, у кого не было шанса.

Елена Теплицкая, дизайнер: После праздников рванем в детдом - cкорее всего, в Туле. Хочу приехать и перекрасить весь приют, показать детям, как работать с красками, с цветом.

Светлана Сорокина: Правильно - чувство красоты с детства закладывается. Но надо возить туда мужчин. Там одни бабы - и дети мужчин боятся. Надо показывать, что есть вообще такие - мужчины.

Семья в подарок

В детских домах больше не принимают подержанную одежду. Не особенно нужны детям и мягкие игрушки. По иронии судьбы, сироты становятся в обществе инопланетянами: замкнутые в пространстве приюта под строгим контролем воспитателей, они почти не имеют контактов с внешним миром, а когда наступает момент "высадки" во взрослую жизнь, они ощущают себя точно на незнакомой планете. То же самое случается и со стариками: стоит пожилым людям выйти на пенсию и, не дай бог, поддаться недугу, как близкие, бывает, разбегаются или, того хуже, сдают маломощного в дом престарелых.

Одиночество - это та же тяжелая болезнь, ею страдают сотни тысяч совсем юных и совсем пожилых сердец, однако операцией тут никого не спасешь. Равно как и деньгами.

В Рождество и Новый год - ведь можно начать с малого - надо дарить тепло, как посоветовал, например, в интервью Дням.Ру Иосиф Кобзон. Ту же идею высказала и Светлана Сорокина: обездоленных, лишенных семьи нужно брать в дом и согревать уютом, лаской, вниманием. Чтобы в каждом сердце брошенного на произвол судьбы человечка теплился лучик мечты, указывающий в будущее, где все может исполниться - стоит только захотеть.

Собственно, это и есть лучшая рождественская традиция - делиться любовью. Каждый в этом мире должен быть кому-то нужен.

Информационными партнерами социально-дискуссионного проекта "Россия Благотворительная" являются: интернет-телеканал Russia.ru, Агентство медицинской информации АМИ-ТАСС и Агентство социальной информации АСИ.

Шоу-бизнес в Telegram