Мужской разговор Германики

None

9 декабря в Московском Доме кино на Васильевской прошла пресс-конференция, в которой были объявлены некоторые номинанты Национальной премии кинокритики и кинопрессы "Белый слон". Дни.Ру узнали, кто встал в очередь за кинонаградой.

Творческая половина создателей фильмов – режиссеры, артисты, композиторы, художники – редко питает нежные чувства к пишущей и чешущей языком братии. До сих пор многие, завидя, как критик аккуратно записывает что-то в книжку, даже сетку крестиков-ноликов, ждут разгромной статьи. И однако даже эти вредные люди много лет назад собрались вместе, чтобы доказать, что их брюзжание и восторг по поводу просмотренной картины далеко не безосновательны. Вручение премии кинокритики и кинопрессы "Белый слон" – тому доказательство.

Раздача слонов произойдет 25 декабря, а на раздачу номинаций и откровенную беседу с журналистами в Дом кино явились немногие. Среди них был артист Роман Мадянов, номинированный как лучший артист второго плана. Роман объяснил, почему не побоялся прийти на очную ставку с прессой: он читает все критические отзывы, что попадаются ему на глаза, хотя и не очень боится их, потому что более страшного критика, чем он сам, нет.

Наталья Мокрицкая, спродюсировавшая картину Кирилла Серебренникова "Изображая жертву", пришла на пресс-конференцию представлять новый фильм режиссера "Юрьев день". Одна из четырех номинаций, отведенных этой киноленте, - за продюсерскую работу, и для Натальи это доказательство того, что она смогла рассказать зрителям, какой замечательный мастер Кирилл Серебренников: "Есть люди, которые верят и любят Кирилла Серебренникова, а есть те, кто считает его не очень образованным гламурным персонажем". Кроме того, Наталья сообщила, что относит себя к сообществу кинопрессы и кинокритики, поэтому охотнее прислушивается к их мнению, чем к мнению режиссеров и артистов.

Валерия Гай Германика, лауреат фестиваля "Завтра" и недели критики 61-го Каннского кинофестиваля, получит от членов Гильдии специальный приз. Раньше, по ее словам, она относилась к критикам хуже, чем сейчас, даже некоторое время обижалась и сняла свой фильм с программы всех фестивалей (речь шла, очевидно, о кинофильме "Инфанта", который молодой режиссер не успела закончить и планирует сделать это в ближайшее время). Но так как она находится в процессе роста, многое уже воспринимает легче, пьет с журналистами вино и читает все их статьи. Пользуясь случаем, Валерия сказала о своем желании увидеть некоего журналиста, который, ни разу не встретившись с Германикой лично, постоянно пишет статьи о том, что она маргиналка. "Он ничего не говорит о моих фильмах, а постоянно дергает меня за косички. Хотелось бы наконец-то встретиться с ним и провести настоящий мужской разговор", - завершила свою речь Германика.

Екатерина Шагалова сняла в этом году фильм "Однажды в провинции" с Юлией Пересильд (знакомой зрителю по эпизодической роли в фильме Алексея Учителя "Пленный" и спектаклю "Рассказы Шукшина" в Театре наций) и Леонидом Бичевиным ("Закрытые пространства", "Морфий") в главных ролях. Ее фильм представлен в номинации "Лучший сценарий", и она нисколько не разочарована таким выбором кинокритиков: "Безусловно, ты сам всегда знаешь, где прав, а где неправ, это присуще взрослому человеку. Но и критику слушать полезно, потому что когда льют шоколад, это плохо". Катя не смущается и, когда ее спрашивают о том, не стыдно ли ей, столичной жительнице, врать про провинцию, отвечает: "Все, кто задает такие вопросы, сами не вылезают с модных фестивалей и не едут в провинцию, а потом бьют себя пяткой в грудь, пытаясь доказать, что мы неправы".

Участник Мостры Михаил Калатозишвили за свой фильм "Дикое поле" может получить 6 статуэток: "У меня замечательные отношения с критикой. Затрудняюсь привести пример обратного – конфликтов с критикой не замечено, водку вроде не пью. Пишут что-то – я читаю. В конце концов "Дикое поле" является образом современной России".

Другим олицетворением образа современной России, также потомком своего знаменитого предка является Алексей Герман-младший – его "Бумажный солдат", покоритель Венецианского фестиваля, претендует на победу в шести номинациях. Картина Бакура Бакурадзе "Шультес", выигравшая в творческом конкурсе ММКФ и названная Валерией Германикой лучшим фильмом, увиденным ею в 2008 году, также составляет список претендентов на "слоника". "Пленный" Учителя, "Живи и помни" Шахназарова, "Плюс один" Бычковой, "Новая земля" Мельника, "Сад" Овчарова и "Тюльпан" Дворцевого – остальные фильмы, ожидающие награды критиков.

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Виктор Матизен сказал, что было выбрано намного меньше фильмов, однако отметил, что в этом предкризисном году количество снятых артхаусных фильмов было настолько велико, что этот рекорд навряд ли можно будет побить в ближайшем будущем.

Присутствующий тут же Андрей Плахов выразил сожаление по поводу того, что в 2008-м Академия "Белого слона" проворонила европейские кинофестивали - "Золотой орел", обычно информирующий зарубежные фестивали, очевидно, был не слишком настойчив: за границей узнали лишь о фильме "Тюльпан", "12" (с опозданием на год) и "Монгол", причем ни один не вошел в конкурсную программу и приза не получил. Тогда кто-то из присутствующих в зале напомнил Андрею о том, что один из членов жюри Венецианского кинофестиваля Арабов по прибытии в Москву заявил, что качество представленных на конкурсе фильмов было настолько низким, что удивляться победе фильма Германа было делом бесполезным.

Андрей парировал и своими словами завершил пресс-конференцию: "Этот год был важным для самого европейского кино, в частности для Каннского фестиваля. "Класс" Лорана Канте, который демонстрируют в Москве лишь в 4-х кинотеатрах очень ограниченно, и повесть о неаполитанской криминальной группировке Каморра - фильм "Гоморра" - стали, однако, настоящим прорывом. Это фильмы с сильным социальным наполнением. Наши фильмы на их фоне смотрятся достойно, не хватает промоушена – ни одного в конкурсной программе Канн, ни одного – в Берлине. Что касается "Оскара", то тут трудно прогнозировать – это премия, в которой огромную роль играет коньюктура, случай. "Москва слезам не верит" произвела такой ажиотаж еще и потому, что победил фильм неизвестного автора и немодной страны. У фильма Ани Меликян "Русалка" шансы есть, но нужно помнить о том, что они небольшие, так как возраст жюри "Оскара" и психологическое состояние не соответствуют настроению фильма. Хотя точно еще ничего неизвестно".

Телеграм канал