- Некоторые режиссеры, затевая подобные проекты, для достижения эффекта правдоподобности стараются поехать на место, в горячую точку, осмотреться, понять, как работают миротворцы... - Вы смотрели фильм - у нас это убедительно? - Мне показалось, что российские миротворцы в вашем фильме ведут себя очень реалистично, а американцы - как будто они подсадные утки. - Они приехали туда с миссией, они чужаки там. По определению. - Вы неслучайно проводите аналогию с фильмом "Чужие"? Об этом у вас даже в пресс-релизе говорится. - Да, только у Ридли Скотта вылезали настоящие инопланетяне, а в моей картине вылезает сущность человеческая в экстремательных ситуациях. Вообще все сознательно, если снимаете кино. Случайно ничего не получается. Вы не видите аналогии, параллели? В 90-х годах - фильм "Чужие". Сейчас такой фильм никому не нужен - какие сейчас "Звездные войны", стыдно просто. Это неактуально и совершенно несовременно. А то, что мы сделали, наши "Чужие" - это день сегодняшний. И по эстетике, и по теме, и по всему. - В работе с американскими актерами были какие-то трудности? - Нет, я был счастлив, что поработал с американскими актерами. Они великолепны, профессионалы - я такого не видел. Первый раз работал с американцами, и это что-то невозможное - очень легко работать. - Легче, чем с российскими актерами? - Не хочется никого обижать, но - в сто раз, в миллион раз легче. У них есть профессия, есть ремесло. Все говорят про российскую школу. Вы видели русских актеров по телевидению? Вам не стыдно, как они играют? А это и есть русская школа. Это наши актеры, которые не понимают, что они делают, не умеют играть. Ремесла нет. Когда я увидел американцев - я просто обалдел. Не хочу обижать русских актеров, но, может быть, есть смысл сказать правду. Все режиссеры стонут - не с кем работать. Все говорят только про деньги. Любые переговоры заканчиваются одним - сколько стоит съемочный день. Это день сегодняшнего русского кино. - Расскажите, как проходил кастинг для американских актеров? - Через агентство, мы ездили туда, потом привозили артистов сюда - то есть нормальный кастинг. Сказать, что он был мучительный - нет. Двух актеров только долго искали. На роль афроамериканца были замены, а остальных почти сразу нашли. Была большая проблема с русскими. Я знал сразу, что хочу, чтобы снимался Бычков в роли хирурга. А вот на майора мы перепробовали очень много известных российских артистов. Из-за того, что все сериальные стали... Ни в одной стране мира нет перекрестной работы. Многие артисты говорят: "Надо же на что-то жить", но если вы позиционируете себя как актер класса А, то они не так часто снимаются, это жизненная позиция, нельзя всех денег заработать. А в России даже очень хорошие актеры, которых я уважаю или уважал, опустились до такого кошмара, что когда появляется хорошая роль, они думают, что они ее сыграют - но нет, невозможно. И вот мы Полуяна нашли, питерского актера - мне кажется, что это одна из лучших его ролей. - Те образы, которые предстояло сыграть американским актерам, самим американцам, по идее, должны были показаться нелицеприятными. Как они это восприняли? - Вот вы сейчас задаете вопрос чисто совковый. Знаете, что говорят сами американцы? "Да, мы снимаемся в кино, где американцы нелицеприятны, потому что это правда". Идеалы американские смываются, экономические системы рушатся, все эти истории про здоровый образ жизни - фастфуды, а рядом спортивные тренажерные залы. Они подсадили на это весь мир. Посмотрите последний фильм Коэнов - там то же самое. Почему, допустим, я хочу оставаться русским без примеси чего-либо американского? У России колоссальное прошлое - как у Китая или Японии. А американцы сейчас - это такой пузырь от жвачки, красивый, розовенький, но внутри пустота. Это так - я работал в США в 1990 году и все это видел уже тогда, хотя и приехал из голодной страны. Любой американец скажет вам одну вещь: "У нас самое лучшее понимание жизни, выстраивание приоритетов, если вы этого не понимаете, надо вас этому научить". Они не приемлют, что есть другая система координации. То, что произошло у нас в кино, - то же самое произошло у нас на площадке. Все актеры переругались друг с другом. Они все такие микки маусы. Что такое мышь, спасающая мир? Поверьте, для нас это прикол, а для них - целый культурный слой. У них хорошо промываются мозги - прямо по-настоящему. Управляемое общество. - Расшифруйте слоган фильма "Сыта и неопасна". - А что тут расшифровывать? Это фраза из картины. Помните - они приехали в пустыню ради денег, а не ради спасения детей в Африке. Общество сытых - общество потребления - тупиковая ситуация. Почему я хочу в колокол бить - потому что очень не хочу, чтобы мы такими стали. Тенденция у нас в России колоссальная: гламур, общество успеха и денег. Нигде в мире этого нет - только в Америке. В Европе вы уважаемый человек, даже если просто пирожки печете. Общество в России, как и в США, строится по принципу "выживает сильнейший". Это неправильно, заблуждение Дарвина. Животные не живут по такому принципу. Животные живут по принципу объединения. Очень важно понять, что нельзя жить по принципу карьеры и зарабатывания больших денег. Каждый день с телевизора тебе говорят: "У тебя нет денег - ты никто". Все забывают, что должна быть параллельная идея - ты прекрасный друг, суперпапа, у тебя суперсемья. Мне стыдно и неудобно смотреть в глаза молодежи, которая реально потеряна. Нельзя мечтать быть менеджером - менеджер ничего не производит. Надо мечтать быть хозяином. Хозяин всегда вкладывает, а менеджер всегда получает. - Скажите, а почему в финале вы отследили судьбу только двоих героев? - Объясняю, почему. Оплодотворение случилось? Она родила? Мальчик какого цвета? Они счастливы - ну в кавычках? Хэппи-энд. Хэппи-энд в американском кино сформировал целое поколение. Но, справедливости ради, американцы - мудрая нация в том, что касается кино. Они сейчас меняют идеологию своего кинематографа. Последний "Бэтмэн" в России провалился почему? Бренд, спецэффекты и еще социальный аспект - Джокер-террорист, весь мир американский сказал: "Вау, круто!" А российский зритель пришел и сказал: "О-о, грузилово". - С каким настроением, вы бы хотели, зритель выходил после вашего фильма? - Чтобы зритель был впечатлен. Меня интересует только, чтобы люди что-то почувствовали относительно себя. Не относительно моей картины или меня, а вот как это было с "Казусом Кукоцкого", с "Коллекционером" или тем же "Му-Му" - зритель должен что-то приобрести во время просмотра для себя. Я перестал ходить в кино на фильмы, которые мне вообще неинтересны - теряю два часа. А я хочу что-то получить оттуда - какой-то анализ самого себя. Почему я начал снимать "Чужие" как актуальное кино? Потому что мне кажется, что в России нет актуального кино. Мы начали делать этот проект два года назад, за это время произошло крушение экономических и эстетических идеалов Америки, конфликт с Южной Осетией, появилось ощущение холодной войны с Америкой... И вдруг - наше кино. Круто? Мы же попали в точку - сняли провидческий фильм.
Грымов предсказал крушение Америки
13
ноября в российский прокат выходит фильм Юрия Грымова "Чужие" - картина, повествующая о насильственном вторжении одной культуры на территорию другой. Проект известен своей злободневностью и созвучен - как подчеркивает сам режиссер, исключительно благодаря стечению обстоятельств - августовским событиям в Южной Осетии. В интервью Дням.Ру Юрий Вячеславович признался, что с американскими актерами работается легче, чем с русскими, и объяснил, почему Соединенные Штаты потерпели крах своих идеалов.
По сюжету "Чужих" американские врачи приезжают в буферную зону "где-то на Ближнем Востоке" и на территории вооруженных повстанцев вакцинируют детей. Врачам не удается наладить контакт с местным населением, но при этом "чужаки" уверены, что поднимают страну третьего мира на свой, передовой, уровень.
- Была ли у вашего фильма документальная основа?
- Нет, документальной основы не было. Это придуманная история, но в какой-то степени ее можно сравнить с тем, что случилось в Ливии. Там был большой скандал, врачи занимались тестированием не проверенной на людях вакцины, и в результате погибли дети. Но это все произошло, когда мы уже начали снимать. Наш фильм не документальный, а художественный, и несет нравственные задачи.
Что такое мышь, спасающая мир? Поверьте, для нас это прикол, а для них - целый культурный слой