27
ноября в Москве в Центральном Доме литераторов и в Большом зале ВГИКа были представлены два художественных фильма, очень похожих на документальные. Итальянская картина "Гоморра" и иранская картина "Будда рухнул от стыда", лауреаты международных кинопремий, рассказывают о постыдных реалиях.
Дни.Ру выяснили, почему киносудьи все чаще награждают картины о войне и преступности.
Сказка быль
Заповедь "не верь, не бойся, не проси" остается сакральной не только на русских каторжных нарах, но и повсеместно в преступном мире. Излюбленные литераторами бытописания актуальны и для кинорежиссеров, снимающих фильмы про бандитов. Маттео Гарроне принял на себя обязанности настоящего писателя и добросовестно, два часа, повествовал в картине
"Гоморра" о житье-бытье неаполитанской мафии. Несколько сюжетных линий, раскрываемых в картине, друг с другом не связаны – в том смысле, что герои параллельно развивающихся историй не приходятся друг другу родственниками или знакомцами и даже общего плана не делят. Поэтому манеру рассказывания Гарроне нельзя сравнить с фильмами Хаггиса и Иньяритту – скорее это похоже на несколько короткометражных лент, нарезанных и перетасованных в хронологическом порядке.
Дети, перевидавшие и владычество Аль-Каиды, и "спасительную миссию" американских солдат, перенимают тактику обеих сторон, и даже главная героиня в конце концов понимает, что лучше "умереть", чтобы тебя отпустили
Говоря о бытописании, никто не кривит душой: происходящее расписано подробно и очень просто. Малолетний курьер, по глупости своей втянутый в криминальный мир, подставляет одну из своих клиенток – в кадре это выглядит так: мальчик подходит к двери, долго зовет: "Мария, Мария!" А сам идет прочь. Мария наконец спускается, открывает дверь, и ее тут же умерщвляют двое в маске, выскочившие из-за двери. Быстро, на раз, два, три. Гарроне так живо описал своих героев, что Роберто Савиано, автор оригинального текста, по мотивам которого сняли "Гоморру", до сих пор прячется от преследований преступников где-то в Апеннинах. А сама картина получила Гран-при Каннского международного кинофестиваля и номинирована на "Оскар".
Отмена табу
Второй фильм - участник II фестиваля "Кино без границ"
"Будда рухнул от стыда". Сюжет картины незатейлив: дети, выросшие в Афганистане, играют в войну, свидетелями которой были сами. Шестилетняя девочка Бахтай очень хочет пойти в школу, чтобы научиться рассказывать смешные истории, поэтому ей нужно купить тетрадь и ручку. За неимением ручки в ход идет мамина помада, а тетрадь потрошит на листки всякий встречный. Дети, перевидавшие и владычество "Аль-Каиды", и "спасительную миссию" американских солдат, перенимают тактику обеих сторон, и даже главная героиня в конце концов понимает, что лучше "умереть", чтобы тебя отпустили.
Безусловным очарованием и одновременно минусом фильма является наличие в кадре детей – то есть подавляющего числа персонажей. Мучения ребятишек, карамельных от солнца и чуть пухленьких - просто потому, что еще маленькие – наблюдать невозможно, а показывать стыдно: какое-то время убийство детей считалось в кинематографе табу. У создательницы фильма есть два оправдания: во-первых, карапузы умирают понарошку, во-вторых, самой Хане Махмальбаф на тот момент было всего 18 лет. Правда, отец Ханы и сам режиссер, и киношкола Махмальбаф в Иране является одной из самых престижных, - то есть было кому подсказать. Но это обстоятельство нисколько не смутило жюри Берлинале 2008: "Будда рухнул от стыда" получил "Хрустального медведя", приз "За мир" и Гран-при Международного кинофестиваля Сан-Себастьян 2007 "Скифский олень".