Петр: Мне кажется, во многом это связано с роликом "Guitar" – он получился яркий, легкий и универсальный. В нем не было месседжа – его легко воспринимать, и поэтому он нравится очень многим людям. И так оказалось, что он всем и понравился. - А технически это как получилось?
Сергей: Он не сразу стал популярным, для этого потребовалось некоторое количество месяцев, он отлежался.
Петр: Четыре месяца где-то.
Сергей: Мы сначала выложили видео у себя в livejournal, а потом постепенно люди стали передавать друг другу, прислали кому-то, у кого большая аудитория, и в конце концов это перешло в популярные блоги и еще больше разошлось.
- А почему именно такая музыка, как ваша, снискала любовь?
Сергей: Там все-таки сочетание музыки с клипом. В Интернете люди видят картинку и сразу ее воспринимают и на слух.
Петр: И она такая эклектичная, видимо. Потому что есть много разных стилей. То, что называется цыганской музыкой, это в основном в видеоряде.
- Может быть, ассоциация с The No Smoking Orkestra?
Петр: Да, и скорее ассоциация эта с видеорядом – там, безусловно, эстетика Кустурицы присутствует. А песня скорее такая веселая и негритянская – мне казалось, когда я ее делал.
- А вы когда музыку пишете, вы какой-то видеоряд представляете или вас это раздражает?
Петр: Нет, меня никогда это не раздражает, даже если мне не нравится картинка.
Сергей: Нас музыка только раздражает. А вообще, если человека наша музыка может сподвигнуть на какое-то творчество - не важно, что он сделает, это классно.
Петр: Это приятно.
Сергей: Когда люди стараются сделать некие fun-скетчи, это здорово. То есть им нравится настолько, что они сами готовы поучаствовать.
Петр: И даже если это просто какие-то фотографии – это приятно.
- Отчего вы пишете песни на разных языках?
Петр: Никакого злого умысла в этом нет.
Сергей: И доброго тоже!
Петр: Да, просто так получается: начинаешь петь какой-то мотивчик и думаешь: о-ба! И сам ложится мотивчик.
Сергей: В момент создания песни важно, что заложено.
Петр: Вот! Например, когда я начал в училище изучать итальянский язык – я, конечно, совсем его не изучил, но песню придумал. Надо написать что-нибудь про росу, про слезы, про чувства – я ввел в Яндексе, в лингве, слова. И получаются какие-то клише – типа "слезы катятся по щекам". Я смотрю: le lacrime scendono per le guance. Ложится или не ложится на музыку? И таким образом можно выдумать песню.
- Ну вот, люди думают, что вы так чувствуете, а вы просто идиомы подыскиваете!
Сергей: Почему, никто никого не обманывает! Это просто придумывание на другом языке.
Петр: Ну фактически да – такой "парад клише". С английским получше.
Сергей: Да, на английском без словаря. Английский язык – он очень песенный.
Петр: Как и все остальные языки!
Сергей: Один нюанс: в русской культуре есть традиция писать стихи к песням. То есть очень серьезное отношение к слову. А когда ты пишешь песню, тебе хочется чуть-чуть проще к этому подходить. Чтобы не было перевеса явного в слова.
Константин: Ну вообще с эстрадой у нас отдельная тема – традиции русской эстрады очень расплывчатые.
- Давайте все же о музыке поговорим. Развивая свою музыкальную деятельность, не хотели бы писать саундтреки к фильмам?
Петр: Конечно, было бы интересно писать музыку к фильмам – и уже несколько было опытов. Очень приятная интересная работа, но достаточно кропотливая. Я сделал это к одному фильму. Так получилось, мой друг Дима Иванов, когда заканчивал ВГИК на режиссуре, сказал: "Петь, напиши мне музыку". И я к его фильму про Гаврилу делал музыку. Было достаточно тяжело – такая работа серьезная: тут автор, звукорежиссер – и они на тебя давят, давят. Говорят: "А давай-ка здесь вот так". Думаешь: "Да пошли вы к черту!" Хочется всех послать, но понимаешь, что надо делать, но получается в итоге все хорошо.
Сергей: Получилось здорово, да.
Петр: Еще было несколько предложений, но мне не понравились сценарии. А еще я сделал к мультику дипломницы ВГИКа, мультипликатора.
- Это случайно не имеет отношения к кинофестивалю ВГИК?
Петр: Да, да, точно, один из победителей, Вера Мякишева. Как же мультик называется? "Ожидая"! И я делал туда музыкальный трек. Кстати, конечно, история! Она говорит: "Петь, все хорошо, только давай теперь запишем поаккуратнее". Я - да, потом-потом. Наконец сделал и думаю, как же я лучше записал, интересно? А она уже: "Петь, ты молодец, я, конечно, выложу все, запишу тебе диск, но фильм уже запустила со старыми песнями". Вот я баклан!
- А сами бы сняли фильм, книжку бы написали?
Константин: Книжку Петя написал. Мы, кстати, никогда об этом не говорили. Я видел, что Налич что-то хочет написать.
Сергей: Да, он планировал написать книгу, но, видимо, попозже.
- Вы друг про друга из Интернета, что ли, узнаете?
Сергей: Да, конечно, через чужие блоги, опосредованно.
Константин: Я, друг, про Налича читаю.
Петр: Книжку писать пока не о чем. А фильм снять – короткометражку можно. Маленькое снять, если это будет в перспективе, но пока не созрело, надо подрасти.
Сергей: Фильм – это все-таки непросто. И сниматься тоже непросто.
Петр: Вообще все очень непросто. Если как-то сложится, будем сниматься и снимать.
- The Rolling Stones в начале карьеры на вопрос о том, сколько они собираются просуществовать как коллектив, отвечали: максимум два года. А вы бы как на этот вопрос ответили? Про себя, разумеется.
Сергей: Ну, лет 28 это все продлится.
Петр: Да, 28, отлично. Я думаю, та небольшая аудитория, которая у нас есть, немного расширится и продолжит слушать нас и впредь. А каких-то широких, фантастических успехов, как у "Роллинг Стоунз", не будет. У нас камерная музыка, а у них мощный, единообразно направленный удар. Бывает, сидишь и думаешь: неужели этот праздник кончится? Понятно, что приятно, когда ты можешь репетировать, сочинять песни и зарабатывать деньги.
Сергей: Но мы специально ничего не делаем. Мы творческие задачи решаем, а не какие-то маркетинговые – как получится, так получится.
Константин: Мы думаем об этом, только когда нам задают такие вопросы.
- Составьте, пожалуйста, портрет вашего слушателя.
Сергей: Это самое сложное.
Петр: Я могу похвастаться – это публика интеллигентная. Это люди, которые с удовольствием слушают то, что не понимают, не отбрыкивают сразу то, что им неизвестно. Я считаю, у нас прекрасная аудитория.
Сергей: Кстати, забавно: у нас на форуме как раз кто-то задал этот вопрос – что их объединяет: "Может, мы музыку одинаковую слушаем?" - "Нет, вкусы разные". Это всем интересно.
Константин: Нет, какие-то вещи, безусловно, есть.
Сергей: Показательно то, что эти люди нам, в общем, нравятся.
Петр: Люди одного караса.
Сергей: Да, как у Воннегута.
Константин: Когда Петя стал говорить про интеллигенцию, я подумал, что эти люди на нас похожи, на музыкантов.
Сергей: Да, нам с ними интересно посидеть и пообщаться. Интересно, что нет четкого возрастного критерия – есть и сильно старше нас, и чуть помладше.
Петр: Наш рекорд – это годовалая девочка, которая на мобильнике своей мамы сама научилась включать песню "Guitar".
Константин: А в "Икре" дедушка танцевал – лет 70 ему было, бодренький, в сереньком костюмчике. Так что разные люди. Нам повезло.