Как только технологии дошли до того, что стало возможным на компьютере просто нарисовать все эти многотысячные армии, всех этих монстров, ситуация изменилась. Питер Джексон получил права на съемки, и был снят фильм, на мой взгляд, близкий к гениальности! В чем его гениальность? Гениальность в том, что режиссер по большей части наступал на горло своей творческой песне. Разумеется, можно к нему придраться, что не вошли какие-то эпизоды, например, прекрасный эпизод с Томом Бомбадилом, еще какие-то моменты, а какие-то были резко усилены, превращены в такое супершоу, как, например, эпизод с армией мертвых, приходящих героям на помощь, в то время как в книге это достаточно второстепенный момент. Но в целом видно было, что фильм делает режиссер, который влюблен в эту книгу и который хочет передать ее на экране и свое отношение к ней, свое видение, не навязывая каких-то своих трактовок. Прекрасный подбор актеров, прекрасно справились с проблемой, как показать хоббита, чтобы это был именно хоббит. Мелочь, казалось бы, но что делать, если надо показывать такого роста хоббита – либо заставлять играть детей, что сразу все превратит в какой-то анекдот, либо использовать какие-то ухищрения, компьютерные съемки. На самом деле, как я понимаю, в этих эпизодах компьютер особо и не использовался, обошлись старыми добрыми приемами комбинированного кино. Но, разумеется, в тех сценах, где происходили огромные баталии, где вовсю свирепствует магия, где нужно было показать все темные силы, тут компьютерные спецэффекты ситуацию спасли. Они позволили и энтам броситься в бой, и собрали многотысячные армии на просторах Новой Зеландии, то есть все получилось хорошо. Кстати, те, кто уверен, что тут все-все нарисовано на компьютере, что актеры в основном бегают на синем фоне, а дальше за них все делают, как в "Звездных войнах", они ошибаются, потому что Питер Джексон – режиссер, который четко чувствует грань между тем, что можно придумать, нарисовать, и тем, что лучше показать. По возможности он использовал и настоящие пейзажи, благо Новая Зеландия позволяет показать много интересного - настоящие дома, настоящие замки, настоящие мечи. Бедным хоббитам на ноги лепили специальные пластиковые чулки с шерстью, строили дома для них, причем дом главного героя был построен в двух вариантах, потому что по одному дому должен был ходить Элайджа Вуд и выглядеть там маленьким, а по другому должен был ходить актер, изображающий Гэндальфа, он головой должен был задевать потолок. Все это было сделано, и это сочетание старого трюкового комбинированного кино и новейших спецэффектов, замечательной игры актеров и самого главного – хорошей литературной основы, бережного к ней отношения, - все это позволило создать фильм, который достойно воплотил великую книгу. Получилась сага, эпос, получилась очень долгая история, в режиссерской версии это вообще на целый день просмотра, все три фильма, при этом еще и не все вошло, но основное получилось. Это огромный, тяжелый и достойный труд. Я думаю, что этот фильм буду смотреть еще неоднократно, и мои дети будут его смотреть. Пока кино не выйдет на какой-то принципиально новый уровень, пока оно не станет объемным, тактильным, я думаю, что до этих пор фильм Джексона будет четко стоять на полке каждого любителя фантастики и просто каждого человека, который любит современное кино. За рамки кинофантастики этот фильм вышел, он стал своего рода культовым явлением, точно так же, как и книга Толкиена.
Раскрыты тайны "Властелина колец"
С "
Властелином колец" я познакомился, когда мне было лет 14, книжку выпустило издательство "Детская литература". Под маркой детской литературы, детского кино что-то всегда умудрялось проскакивать, даже в советское время. Книга вышла в виде веселой детской сказки, и все бы было хорошо, ожидался выход и второй, и третьей книжки, но тут Рональд Рейган взял и обозвал СССР империей зла – Мордором.
Разумеется, мудрая советская власть решила, что "Властелин колец" - антисоветская книжка, посему выход второй и третьей книжки был запрещен. Поэтому лет с 14 и до 20 я пребывал в полной уверенности, что книжка заканчивается на том, что Гэндальф погибает, а герои устало бредут в сторону Мордора. Я очень переживал, что автор почему-то не довел до конца такую хорошую книжку. Потом, к счастью, она была переведена полностью, сразу же была прочитана и очень понравилась. Я не вошел в ту стадию толкиенизма, когда начинают плести себе кольчуги и бегать в лесах друг за другом, но книжку очень полюбил.
#{video}
А с экранизациями у "Властелина колец" всегда было сложно. Во-первых, наследники Толкиена решили, что может существовать только одна версия мультипликационной экранизации и только одна версия киноэкранизации. Если с мультипликационной все поле истоптал Ральф Бакши (он великий режиссер, он снял прекрасный мультфильм), это все-таки не совсем то, что мечтали увидеть фанаты. С киноэкранизацией ситуация была заранее обречена на провал, поскольку невозможно было масштабно снять все то, что было описано в книге. Было понятно, что никто не соберет десятитысячной армии и все превратится в эстетскую пародию, эдакий пересказ книжки. К счастью, был Питер Джексон, фанат Толкиена, фанат этой книги, и были компьютерные технологии, которые хоть и не позволяли слетать на Марс, зато позволяли убедительно показать хоть Марс, хоть Средиземье.
С киноэкранизацией ситуация была заранее обречена на провал