25 января легендарному актеру и барду Владимиру Высоцкому исполнилось бы 70 лет. По всей нашей стране и за ее пределами поклонники певца отмечают день рождения кумира. Среди поклонников творчества певца есть человек, который считает себя продолжателем его дела.
Речь идет об актере Никите Джигурде, который уже на протяжении многих лет борется за право исполнять песни Высоцкого, потому что, как он утверждает, об этом его попросил сам мастер.
- Владимир Высоцкий стал символом целой эпохи. Его называли "голосом 70-х". Кем он был для Вас?
- Высоцкий, когда я был совсем юным, был моим земным учителем. В 13 лет я впервые взял в руки семиструнную гитару. Мой старший брат и отец учили меня играть на песнях Высоцкого.
- Какая первая песня была?
- "На братских могилах не ставят крестов". Я учился расставлять пальцы на гитаре, мурлыкая именно эту песню. Так получилось, что звучали и Визбор, и Окуджава, и Галич, и другие барды, но я в 13 лет запал именно на Владимира Семеновича. Почему, я тогда не мог объяснить.
- Сейчас можете?
- Да, все барды, которых я назвал, обладали тонкой душой, но не имели той мощи и защиты, которые были у Высоцкого. То же самое, что у Маяковского. Тонкие души, которые они прятали в латы и доспехи. Песни Высоцкого – это песни воина света. Его песни для меня – воспитательные уроки, сказанные человеческим языком. Не пафосным и плакатным, не "сюсю–реалистичным". Ведь мудрую вещь можно сказать и так. Высоцкий пел: "Пошли мне, Господь, второго, чтоб вытянул петь со мной", и я в какой-то момент понял, что это призыв. Ведь после его ухода в мир иной многие говорили, что невозможно повторить этот надрыв, эту экспрессию, потому что это за гранью человеческих возможностей. И я тогда сказал себе: "Я должен продолжить дело Высоцкого".
- В 1983 году Любимова лишили гражданства. И после этого свыше было дано указание, чтобы театр на Таганке был максимально прикрыт, чтобы не было никакой шумихи вокруг него. На место Любимова пришел Коля Губенко и сказал мне: "Старик, если ты будешь играть, как хотел Любимов, будет ажиотаж. Все будут обсуждать, сравнивать, спорить. Это сейчас не нужно". И мне пришлось уйти. - А потом, позже, Вас не приглашали на эти роли? И Вам самому не хотелось сыграть Гамлета по-своему? - "Гамлета" решено было оставить за Высоцким, но я потом читал монолог в спектакле Марка Розовского в театре "У Никитских ворот" в спектакле "Роман о девочках". Кстати, мистическое совпадение, в Новом драматическом театре я играл Геракла в спектакле "Седьмой подвиг Геракла", а в это же время Никита Высоцкий играл Геракла в этой же пьесе в театре "Современник". - А это правда, что Вам принесли письменное разрешение на исполнение от Марины Влади? - Дело в том, что, когда я готовил диск к прошлому юбилею, мой друг Вадим Рощин связался с Мариной Влади и передал мне ее автограф и письменное разрешение на исполнение этих песен. Более того, шел разговор о совместном спектакле с Мариной Влади, где мы должны были играть в одном спектакле короля и королеву Англии. Но тогда у Марины умер муж, и она впала в депрессию на несколько лет, ни о каком совместном спектакле не могло было быть и речи. Но когда я записывал диск, мне дали разрешение и Никита, и Марина. Влади передали этот диск. А там есть песня, где я пою не спетое Высоцким стихотворение, посвященное ей, и Марина слушала со слезами на глазах. - Именно с этой песней связана еще одна мистическая история? - Да, я последние года три всегда исполнял эту песню, посвящая ее "великой женщине, русской француженке Марине Влади". И в конце песни по-французски признавался ей в любви. И в конце прошлого года меня на проекте знакомят с великой женщиной, русской француженкой и тоже Мариной. - Вашей будущей женой, олимпийской чемпионкой Мариной Анисиной… - Да, представляете! Это еще не все! Я вообще не хотел участвовать, уже все тренируются месяца полтора, а меня еще уговаривают участвовать. Мы познакомились в последний момент, я согласился, вообще не зная, кто она такая. Но когда мы познакомились, я узнал, что ее назвали в честь Марины Влади! А однажды на тренировках она напевала песню, которую я исполнял. Я удивился и спросил: "Что это ты поешь?", а она говорит: "Не знаю, это какой-то блатной певец Высоцкого поет. Мне она очень нравится. А певец даже не знаю кто". Ну это ли не мистика!