Статуя Давида Микеланджело Буонарроти впервые покинула флорентийский национальный музей. На этой неделе в Петербурге в галереях Эрмитажа открылась выставка работ итальянского мастера, куда и был привезен "Давид". Экспозиция носит название "Давид с пращой, я с луком... Микеланьоло". Такие слова скульптор написал на одном из самых известных эскизов к статуе. Эту мысль можно истолковать так: создание скульптуры для Микеланджело равносильно подвигу Давида. Многие искусствоведы называют статую двойным именем "Давид-Аполлон", ссылаясь на разночтения в биографии скульптора. Но история создания статуи сама по себе проясняет все противоречия.
В 1501 году Микеланджело взялся исправить испорченный до него мрамор. На следующее утро, на рассвете скульптор отправился в мастерскую, где остановился около одной колонны. Тень, которая падала от нее, показалась Буонарроти похожей на величественного гиганта. Он тут же вспомнил библейское предание о подвиге Давида и подумал, что именно так и должен выглядеть Давид перед битвой с Голиафом и именно Давид – самый настоящий символ Флоренции.
Так или иначе, сам того не замечая, Микеланджело брал в руки библию и открывал рассказ о Давиде. Больше всего его поражали следующие строки: "Приходил лев или медведь… то я брал его за космы и поражал его и умерщвлял его". Давид без оружия, голыми руками убивал зверей. Буонарроти пришел к мысли о том, как изваять такого Давида, по виду которого можно было бы сказать, что он готов на подобный подвиг. Он полагал, что в греческих статуях были совершенные формы, но в них не чувствовался внутренний разум. Он задумал сделать Давида Аполлоном, но в отличие от античных скульптур, передал еще и внутреннюю красоту героя.
Изначально скульптор планировал изобразить Давида с камнем в руке и опирающимся ногой на голову Голиафа. Однако от этой идеи пришлось отказаться, так как было не понятно, в кого же собрался метнуть камень Давид, если голова Голиафа уже находится у него под ногами. К тому же Микеланджело пришел к выводу, что герой должен стоять один, как будто готовясь к битве. На лице его должно было отразиться максимальное напряжение вместе с противоречивыми чувствами, которые испытывал юноша. Особенно скульптор трудился над спиной, так как важно было показать, что она держит все тело, давая опору мускулатуре.
Работа над Давидом продолжалась три года. Затем статуя была установлена на площади перед дворцом Синьории во Флоренции. Впоследствии скульптура стала своеобразным символом всей Флоренции.
На выставке в Петербурге Давид "встретится" с еще одной скульптурой Микеланджело Буонарроти "Скорчившийся мальчик". Это единственная работа мастера, которая находится в России. Две статуи создают визуальную антитезу: с одной стороны – Давид с характерными идеальными формами, с другой – мальчик, сидящий на корточках, сама фигура которого выражает безысходность. Некоторые историки предполагают, что изначально обе работы должны были быть размещены в капелле Медичей, но подтверждений данной гипотезе нет.
Это не единственная "встреча" на выставке: помимо двух шедевров искусства, на выставке также представлены фотографии работ Микеланджело, выполненные итальянским фотографом Аурелио Амендолой, специализирующимся на съемках памятников искусства. Игра света и тени на его снимках дает возможность взглянуть по-новому на шедевры эпохи Возрождения.