Первое поражение Рязанова

Режиссер Эльдар Рязанов признался, что мог бы и вовсе не стать режиссером. На вручении специальной премии кинофестиваля "Сталкер" он рассказал, как после первого курса его чуть было не выгнали из ВГИКа.

Это произошло в мае 1945-го. Только что отгремел салют победы. В качестве экзамена Эльдар Рязанов вместе с сокурсником написали сценарий по повести Александра Бека "Волоколамское шоссе". Ключевым эпизодом была казнь дезертира. Командир расстреливает своего товарища. "Рота…", - говорит он и поднимает руку. А перед ним проходит видение, как они вместе с этим парнем учились в школе, как он был шафером у него на свадьбе, как они вместе воровали яблоки в соседском саду. Пауза. Он добавляет: "Пли!" и на желтую траву падает тело дезертира.

"На экзамене всех наших сокурсников перевели на второй курс, а про нас не говорят ничего, - рассказывает Рязанов. - Наконец, подошла наша очередь. Выходит Лев Владимирович Кулешов, в прошлом знаменитый режиссер, а в то время уже затюканный советской властью человек".

"К сожалению, мы не можем аттестовать работу Рязанова и Сафарова, потому что они допустили огромную идеологическую ошибку, - говорит завкафедрой режиссуры ВГИКа. - Она вызывает у нас большой страх за этих людей. Они столкнули два гуманизма – советский и общечеловеческий".

Студентам предложили подумать, исправить свою работу, иначе на второй курс не переведут. С ними проводили беседы, в то время как их однокурсники поехали на каникулы, кто-то отправился в побежденную Германию. Они поняли, что их выгонят из института и режиссерами они не станут.

"И тогда мы сдались, - продолжает Эльдар Александрович. - Мы вырезали этот эпизод и с чувством отвращения к самим себе отдали это на кафедру, чтоб нам что-то поставили. Мы понимали, что это просто дерьмо, надеялись, что хоть тройку поставят, и ценой сделки со своей совестью мы будем учиться. Но нам поставили по пятерке! И мы поняли, что это отметки не за качество, а за послушание. Этот урок я запомнил на всю жизнь. А потом почти на каждой картине повторялись подобные ситуации. Мне говорили, что нужно вырезать совсем чуть-чуть. Но я всегда помнил, что чтобы из мужчины сделать евнуха, тоже нужно вырезать очень немного…"

Материал подготовила Елена Гончарова

Телеграм канал