Столетний юбилей фототехнологии

Первую простейшую фотографическую камеру-обскуру описал Леонардо да Винчи: ящик с маленьким отверстием и матовым стеклом, на которое отображалось перевернутое изображение того, что находилось перед отверстием. У истоков фотографии стояли и художники - русские передвижники. В эти дни петербургский художник Андрей Медведев отмечает 100-летие появления гуммипечати в России открытием необычной выставки "Город вне времени". Крамской работал ретушером в фотоателье. Шишкин частенько пользовался фотокамерой. Французский импрессионист Клод Мане тоже серьезно занимался фотографией. В то время многие художники отнеслись к появлению фото с испугом, но были и те, кто понял, что фотография может служить хорошим подспорьем при создании образа современника или романтического героя. Как показала история, живопись и фотография - две составляющие одного целого. Их связывают законы композиции, света и перспективы.

Художественная европейская культура прошлых эпох прочно вошла в фотографию. На рубеже XIX-XX веков в Мюнхене существовала фотографическая школа, где наряду со знаниями в области физики и химии студенты изучали собрание мюнхенской пинакотеки. Они учились композиции и постановке света в портрете, пейзаже, натюрморте на примере работ старых мастеров - Рембрандта, Дюрера. В то же время в обиход фотографов стали входить так называемые "пигментные процессы". Гуммиарабик, акварельные пигменты, соли хрома, различные коллоиды - вот нехитрые элементы фотоэмульсии, при помощи которой фотографы могли творить настоящие чудеса. Портреты, пейзажи, даже жанровые фотографии приобретали вид картин. Они выглядели как работы, выполненные в сложных живописных или графических техниках.

Фотография как бизнес стремилась получить массового клиента. Российские фотографические журналы того времени вели страстную полемику - нужны ли так называемые "благородные процессы" в будущем фотографии. Дело в том, что эти "процессы" очень сложны и дороги. Гумми-печать, бромойль, платинотипия, резинотипия увлекали только художников-фотографов. Самая трудная и самая красивая техника "комбинационная гуммипечать" требует многократной экспозиции; тени, полутона и яркие световые фрагменты печатаются отдельно. Производство одного отпечатка занимает от двух дней до недели. Каждый отпечаток уникален, результат не всегда предсказуем. Лучшей основой является дорогая льняная бумага, которую трудно достать, - это стратегическое сырье применяется в производстве денег и ценных бумаг. В качестве пигмента используются светостойкие акварельные краски.

Многие русские фотографы - Лобовиков, Нестеров, Саврасов, Трапани, Улитин - не обошли эти процессы стороной и представляли свои бромойли, гуммиарабики и другие техники на всемирных художественных выставках в разделе "Фото" и получили высокую оценку мировых экспертов. Для технической фотографии эти процессы не имели практического значения. Они не могли передавать мелких деталей, что в художественной фотографии могло стать достоинством, свойством обобщения.

Фотохудожников обвиняли в импрессионизме уже новые советские критики. Им навязывали идеологию, критиковали за "западничество", буржуазный подход, троцкизм. Многие закончили жизнь в лагерях. К тридцатым годам прошлого века уже не осталось магазинов, в которых можно было приобрести изделия мелких автотипных компаний для производства пигментных отпечатков. Классическая бромм-серебряная печать окончательно вытеснила с рынка сложные и дорогостоящие техники. Появились дешевые любительские фотоаппараты, и фотография стала массовой.

Во второй половине ХХ века в мире не осталось фотографов, работающих в старых традициях. Но осталась информация в виде частных коллекций, музеев и магазинов старой книги, где порой можно купить справочники с кратким описанием пигментных процессов. Если повезет, можно найти даже рецепты. А в середине 90-х годов группа Санкт-Петербургских художников, преподавателей и студентов Новой Академии Изящных Искусств Тимура Новикова начали работу в области исследования и возрождения забытых традиций и уже в 1998 году представили взгляду общественности выставку "Новые позитивные процессы", которая проходила в залах Русского музея в Инженерном замке. Там были выставлены портреты, пейзажи, композиции Т. Новикова, Д. Егельского, А. Медведева, Е. Острова, С. Макарова и других.

В этом году в честь столетия со дня появления гумми-печати в России петербургский художник Андрей Медведев проводит серию выставок, одна из которых открылась 14 сентября в "Музее сновидений Зигмунда Фрейда", расположенном в Восточно-Европейском институте психоанализа. Выставка называется "Город вне времени".

Город как будто заснул. На улицах нет проводов, на крышах нет антенн, не видно рекламы. Современный город стоит как будто нарисованный в начале века. Обнаженные отражаются в зеркалах петербургских мансард. Тысячная доля секунды превращается в бесконечность. Художники не останавливаются на достигнутом. Алхимические исследования продолжаются.

Алексей Вишня. Напишите автору.

ДНИ в Telegram