Стала ли выставка Стерджеса спусковым крючком для педофилов?

Фото: Андрей Махонин/ТАСС
Оценивая правовую и психологическую подоплеку нашумевшей выставки "Джок Стерджес. Без Смущения", а также различных общественных реакций на нее, наш постоянный автор Александр Хаминский – руководитель Научно-диагностического центра клинической психиатрии и глава Республиканского юридического общества – заявил о необходимости исходить из нескольких критериев оценки экспозиции.

Оценка по художественному критерию очень проста. Достаточно определить, имеется ли у произведений художественная ценность, используются ли создателем произведений приемы, являющиеся авторскими, то есть повторение которых другими исполнителями невозможно или затруднительно, а также вызывают ли произведения эстетическое чувство. В случае фотографий Стерджеса речь безусловно идет о произведениях, обладающих художественной ценностью, начиная от их эстетичности, заканчивая работой с экспозицией, пленкой, фильтрами, моделями и прочими элементами, в результате которых возникает конечный продукт творчества. Как бы к этому ни относились ваш покорный слуга и львиная часть российского общества.

Далее, необходимо оценить готовность общества в целом к восприятию подобных произведений искусства. Практически все заочные защитники Стерджеса говорят о его вхожести в нудистские общины, а также о наличии согласия моделей и их родителей на участие в съемке. Но, простите, в данном конкретном случае мы имеем дело с обнародованием произведений, сделанных на закрытых территориях и не противоречащих добровольно принятой идеологии закрытых же сообществ. На широкую, в данном случае, российскую публику. Приемлемое в определенной группе нельзя автоматически экстраполировать на остальные 99% населения планеты, относя их к одному с этой группой культурному слою.

Вопрос: для чего выносить произведения, которые не способно оценить подавляющее большинство граждан, на публику? Здесь все не очень сложно: речь идет о простом стремлении вызвать общественный резонанс, быстро прославиться. Кто-то мне возразит, что Стерджес является фотографом с именем, но давайте ответим честно: многие ли из россиян были знакомы с его творчеством до случившегося скандала? Таким образом, имеем прямое доказательство того, что провокационные действия как автора произведений, так и организаторов выставки, дали мощный пиар-эффект, которым воспользовалась даже такая далекая от искусства организация, как "Офицеры России".

Вместе с тем, каждый должен нести ответственность за свои действия независимо от того, были ли они спланированы заранее. В отношении организаторов выставки речь об ответственности может идти только лишь по результатам проведения экспертизы на предмет выявления порнографии. Также предстоит выяснить, были ли посетители выставки уведомлены, что экспонаты могут вызвать неоднозначную психическую реакцию (пометка 18+ не является по умолчанию таким уведомлением). До тех пор, пока вышеназванные экспертизы не будут проведены, мы имеем дело не с объективной оценкой произошедшего, а с эмоциями.

Лично для меня нет никаких сомнений ни в том, что работы Стерджеса – это искусство, ни в том, что они носят порнографический характер. Однако никто не может возложить на себя право говорить за общество в целом. Общественное мнение на то и общественное, что должно формироваться с учетом позиции каждого участника дебатов. И в данном случае оно, как мы видим, разделилось. А для правовой оценки представленных в "Центре фотографии им. братьев Люмьер" работ и действий организаторов выставки в Российской Федерации есть специально предназначенный для этого орган – суд.

Далее, говоря о "спусковых крючках для педофилов", общественное мнение, как ни странно, оказалось на редкость прозорливо. Психиатрия-сексология использует множество инструментов, в том числе тестов, позволяющих оценить как сексуальную сущность пациента, так и его потенциальную готовность к тем или иным действиям. Так вот: более 50% пациентов, попадающих на прием к врачу-психиатру-сексологу, имеют те или иные латентные склонности с различного рода половым вольностям, отклонениям, а то и агрессии. Другой вопрос, что большинство пациентов, получая врачебную помощь, проживут жизнь нормально, без трагических срывов. Однако и Стерджес, изучавший педагогическую психологию, и организаторы выставки, явно знают об основных методиках осуществления провокаций психически нездоровых или неустойчивых людей, в том числе за счет эффекта публичности. И, наверняка, неплохо на этом зарабатывают.

Может, желание монетизировать скандал в данном случае и является его основной движущей силой?

ДНИ в Telegram