К чему приводит домашнее обучение детей

Фото: GLOBAL LOOK press/Andrey Arkusha
В последние годы все более популярной становится система домашнего образования. Почему это происходит? Почему дети, не лишенные, в силу объективных причин, возможности посещать государственные или частные учебные заведения, штудируют учебники дома? Наш постоянный автор – руководитель НДЦ клинической психиатрии Александр Хаминский – рассказывает о причинах и возможных негативных последствиях такой практики.

Сегодня в России на домашнем обучении находится более 100 тысяч детей школьного возраста. И, несмотря на то, что на фоне десятков миллионов юных граждан этот процент выглядит крайне незначительно, речь идет, как минимум, о пятидесяти тысячах судеб, в которых могли бы быть и школа, и друзья. Но выбор за них, несмотря на отсутствие медицинских показаний, сделали родители.

Понять причину такого выбора несложно. Это любовь. Чувство, бесспорно, прекрасное, но слишком часто лишенное рационального подхода и всестороннего рассмотрения вопроса. Попробуем разобраться, чем продиктовано и к чему может привести подобная практика.

Почему родители предпочитают обучать своих здоровых детей на дому? Основных причин несколько:

  • Предубежденность против обучения в коллективе, уверенность в более высоком качестве индивидуального образования;
  • Недоверие к современной системе среднего образования в целом и уровню профессиональной подготовки педагогического состава в частности;
  • Перенос собственного негативного опыта пребывания в школе и детском коллективе на своего ребенка;
  • Неуверенность в том, что он сможет справиться с неприемлемым для семьи влиянием сверстников и учителей, касающимся пищевых привычек, культурных и религиозных особенностей;
  • Страх перед возможным прессингом со стороны ровесников и старших, потенциальной алкоголизацией, наркоманией и табакокурением.

Родители считают (и часто справедливо), что при домашнем обучении они помогут своему ребенку избежать влияния этих факторов. Действительно, погруженность в изучение наук при занятиях с преподавателем тет-а-тет намного выше, чем в классе, где, в зависимости от школы, находятся одновременно 10-40 учеников.

Каждому возрасту "положены" свои болезни. Каждому этапу развития личности – свои кризисы, победы и поражения

Да, термин "поколение ЕГЭ" прочно вошел в язык и стал практически ругательством. Правда и то, что не каждый ребенок в состоянии придерживаться предписываемых религией или культурой его семьи традиций, "вырываясь на свободу" из дому. То же касается и специфического питания, например, отказа от определенных продуктов, веганства. И, к огромному сожалению, мифы о торговле наркотиками чуть ли не в школьных туалетах, где от табачного дыма "топор можно вешать", а заодно и имеется риск получить по шее от не вполне трезвого второгодника, далеко не всегда оказываются лишь мифами.

Но, тем не менее, все эти негативные факторы являются необходимой, пускай и сложно переносимой некоторыми, прививкой. Каждому возрасту "положены" свои болезни. Каждому этапу развития личности – свои кризисы, победы и поражения.

Для психиатров очень тревожным звоночком является задержка речевого развития, свойственная детям, чье общение со сверстниками ограничено. Родители пытаются возражать: "Но мы ведь общаемся со своим ребенком! Разговариваем, читаем книги, занимаемся развитием речи!" Увы. Лексический аппарат страдает несмотря на все это.

Впитываемая ребенком в первые годы жизни информация останется с ним на всю жизнь. Но эта информация должна подкрепляться собственным опытом и даваться в адекватной возрасту форме. Для эмоционального и интеллектуального развития детей 1,5-4 лет "дай!" и "мое!" в песочнице, сопровождаемые брошенным песком и отнятой лопаткой, важны до чрезвычайности. А первый опыт самостоятельного построения отношений в детском коллективе в возрасте 5-9 лет имеет не меньшее значение, чем ежедневное общение с семьей. В том числе, таким образом ребенок усваивает различные стратегии поведения.

Невозможно создать дома 100% удовлетворяющие возрастным потребностям ребенка условия 

Более того, в возрасте от 1,5 до 9 лет формируются подкорковые области головного мозга, ответственные за речь и эмоциональное развитие человека. И если к видимым компонентам эмоций относятся, помимо речи, мимика, жесты и другие двигательные реакции, то их "невидимыми" компонентами являются деятельность внутренних органов и систем. Соответственно, если у ребенка отсутствует адекватное его возрасту (как по содержанию, так и по форме) активное речевое общение, это негативно влияет на весь его механизм мышления и здоровье в целом.

Невозможно создать дома 100% удовлетворяющие возрастным потребностям ребенка условия. Не бывает идеальных условий существования на протяжении всей жизни от рождения до смерти. На какой классной и крутой машине ты не перемещался бы со всеми удобствами, рано или поздно из нее все равно приходится выходить. А там – на улице, между прочим, грязь, микробы, ветер и осадки. Однако ни разу в жизни с ними не столкнувшись, легко при первом контакте перепутать плохое с хорошим и начать, скажем, есть грязный снег. То же и в жизни.

Показательно, что вопрос перевода ребенка на домашнее обучение (или его изначального введения) возникает чаще всего у тех, кто может себе это позволить. Социальное расслоение в стране действительно очень велико, и родителям с достатком выше среднего, желающим дать своему ребенку все самое лучшее, часто начинает казаться на ровном месте, что школа – буквально рассадник хулиганов, детей из неблагополучных семей, наркоторговцев и заманивающих в группы суицидальной направленности вербовщиков. Но первоочередная задача родителей – научить детей отделять зерна от плевел, хорошее – от дурного, а возможное – от недопустимого. Эта наука пригодится ребенку на протяжении всей его дальнейшей жизни.

Жизнь – это то, чему невозможно научиться по книгам, сидя дома 

Именно потому отсутствие социализации и практического опыта противостояния соблазнам и выхода из конфликтных ситуаций – вещь крайне опасная. Ребенок растет и впитывает знания рядом со своими ровесниками. Жизнь – это то, чему невозможно научиться по книгам, сидя дома. Наполнение опытом не может происходить вне социума.

С конца XIX века в России существует журнал "Семья и школа". Но сейчас он, к сожалению, гораздо менее читаем, чем несколько десятков лет назад, когда, и у родителей, и у педагогов, было четкое понимание того, что только синергетический эффект домашнего воспитания, общения со сверстниками и школьного образования формирует всесторонне развитую личность.

И в заключение – краткий перечень того, чего лишается ребенок, без каких-либо медицинских показаний находящийся на домашнем обучении:

  • Опыт. Собственный, а потому наиболее ценный жизненный опыт не может быть почерпнут из книг и рассказов старших. Жизнь может быть только прожита.
  • Коммуникабельность. Умение знакомиться, строить беседу и личные отношения с ровесниками и старшими, дружить приходит только с возрастом, методом проб и ошибок, а иногда и через преодоление себя.
  • Критичность мышления. Ребенку важно прочувствовать, как формируется его личное мнение, почему рождаются симпатии и антипатии. Он должен научиться говорить и "да", и "нет", понимать, когда, с кем и при каких обстоятельствах уместно то или иное слово или поведение. Все это делает его чутким, способным сопереживать, но независимым в суждениях человеком.
  • Уверенность в себе. Каждое, даже самое микроскопическое, но собственное на 100% достижение – лучшая инвестиция в человеческую личность.
  • Самостоятельность. Информированность. Понимание того, "что такое хорошо и что такое плохо" не на словах, а на деле. Свобода осознанного выбора, наконец.

Вы много думаете о том хорошем, что даете своему ребенку. Подумайте еще и о не менее прекрасных вещах, которых его лишаете.

Шоу-бизнес в Telegram