Кошки скребут на душе у знатоков футбольной экономики – как так, самый богатый в России клуб в третий раз за последние восемь лет осуществил один из самых успешных трансферов в истории российского футбола. Сначала очень дорого продал в Англию своего воспитанника Андрея Аршавина, затем туда же переправил за рекордную сумму Саломона Рондона, и вот теперь, почти с 50-процентной наценкой (если опираться на официальные данные, а не на слухи) отправил в Китай Халка. Объяснять происходящее элементарным везением, сопровождающим "Зенит" на трансферном рынке, получается все хуже. А тут еще генеральный директор сине-бело-голубых Максим Митрофанов подливает масла в огонь.
"Продажа Халка в Китай – это не удачное стечение обстоятельств, а результат огромной работы клуба и тренерских штабов. "Зенит" сделал возможным развитие Халка как футболиста, и пик его карьеры пришелся на выступление в России. Он пришел к нам в статусе очень сильного игрока, но именно в "Зените" стал мировой суперзвездой. Наш клуб смог придать очень недешевому и крайне одаренному игроку "добавленную стоимость", и мы можем этим гордиться", – рассказывает журналистам Митрофанов.
Сейчас, когда сделка состоялась, почти все эксперты сходятся в том, что уход Халка – большая потеря для "Зенита" и всего российского чемпионата, лицом которого, как теперь выясняется, был бразилец. А ведь еще совсем недавно – в тот день, когда "Зенит" проиграл "Бенфике" и выпал из борьбы за главный клубный трофей Европы, звучали совсем другие эпитеты в адрес нападающего и команды, потратившей на него огромные деньги. Более того, бытовало мнение, что в нашем чемпионате Халк деградирует, как и все другие легионеры. Совсем другого мнения придерживаются в "Зените".
"Именно в "Зените" в полной мере раскрылся талант Халка. Именно будучи игроком "Зенита", он стал регулярно приглашаться в сборную Бразилии (и это с учетом уровня конкуренции в этой сборной за место в основе). Именно с "Зенитом" Халк стал одним из лучших игроков Лиги чемпионов, не раз входил в символическую сборную этого турнира, а в 2015 году Халк был включен в символическую сборную всего группового этапа Лиги чемпионов", – перечисляет этапы большого пути бразильца в России Максим Митрофанов.
Подтверждает это мнение и сухая статистика. Три трофея за четыре года выиграл Халк вместе с "Зенитом" (чемпионат страны, Кубок и Суперкубок России), забил 77 голов и отдал 66 голевых передач в 148 матчах, включая еврокубковые, четыре раза оказывался в списке 33 лучших игроков чемпионата России, причем каждый раз под номером 1 на своей позиции, признавался лучшим бомбардиром чемпионата России в сезоне 2014-2015, а в следующем – лучшим ассистентом. Халк стал первым игроком в истории "Зенита", которому удалось набрать за один сезон более 40 очков по системе "гол + пас" – в сезоне 2015-2016 в 39 матчах на счету Халка 53 очка, это, к слову, еще и общероссийский рекорд. Халк трижды подряд забивал более 20 голов за сезон.
Есть и другие, более "материальные" цифры. Например, такая: 90 миллионов евро заработал "Зенит" в еврокубках за те четыре года, что Халк провел в Петербурге. Конечно, футбол – игра командная, но если учесть, что почти каждый второй гол "Зенита" в Европе забивался либо самим Халком, либо с его участием, следует признать, что взнос бразильца в эти 90 миллионов весьма ощутим.
Собственно, отрабатывать потраченные на него миллионы (не будем забывать, что четыре года назад в рублевом эквиваленте они "весили" гораздо меньше, чем теперь) Халк начал уже в первые месяцы своей зенитовской карьеры. Еще шла довольно непростая адаптация футболиста в новой команде, а менеджмент клуба констатировал: количество приобретенных в фирменных магазинах "Зенита" футболок с именем Халка стремительно растет. Спустя шесть-семь месяцев после появления бразильца в Петербурге он, судя по продажам атрибутики с его именем, обошел прежних любимцев петербургских и российских болельщиков – Александра Кержакова, Андрея Аршавина, Данни.
Рос интерес к "Зениту" не только в Петербурге, но и в тех городах, куда команда приезжала на матчи чемпионата или Кубка России. "Во многом благодаря Халку "Зенит" увеличил армию своих болельщиков на 3 миллиона до 15 миллионов, согласно исследованию Repucom, по сравнению с 2012 годом, когда, по данным Nielsen, у нас было 12,3 миллиона болельщиков. Сегодня мы удерживаем первенство по популярности среди российских клубов", – говорит Максим Митрофанов.
Конечно, оценить вклад одного конкретного игрока в общую копилку успеха команды и клуба практически невозможно – они как сиамские близнецы друг без друга существовать не способны. Один Халк в поле не воин, нужно еще вовремя и с умом использовать потенциал разгорающейся звезды. У "Зенита" это получилось неплохо, причем как на внутрироссийском поле, так и за его пределами. По инициативе клуба Халк стал яркой медийной личностью, поучаствовал в огромном количестве социальных проектов – в благотворительном "Давай-давай", участники которого собирают средства на лечение тяжелобольных детей, в посвященном 90-летию "Зенита" проекте "90 добрых дел" и многих других. А рекламные ролики с участием Халка стали самыми запоминающимися из всех, в которых принимали участие российские футболисты.
Как известно, где популярность – там и деньги. По данным петербургского клуба, Халк за четыре года заработал для "Зенита" в общей сложности 19 миллионов евро: 2,5 миллиона составила выручка от продажи атрибутики, 6 миллионов – доходы от рекламных акций, в которых игрок принимал участие, и еще 10,5 миллиона – за счет увеличения стоимости спонсорских контрактов на зарубежных рынках. При этом 4,1 миллиона из этих 10,5 принадлежит родине игрока – Бразилии, 2,8 – Португалии, из которой Халк переехал в Россию, еще 3,6 миллиона – странам Азии, Африки и Латинской Америки.
Если сложить все эти цифры, добавить к ним стоимость трансфера в Китай и вычесть из полученной суммы те самые 40 миллионов, отданные "Зенитом" за Халка, получится разница примерно в 45 миллионов евро. И "вишенкой на торте" доходов – 15 место в клубном рейтинге УЕФА вместо 20-го, на котором был "Зенит" в 2012 году. Еще один российский гранд, который очень любят хвалить за успешную трансферную политику, ЦСКА за этот же период опустился с 18 места на 41-е. Как после этого упрекать "Зенит" в неразумной трате на Халка?
Впрочем, остается последний аргумент – есть ли жизнь после Халка? "Зенит" получил за него хорошие деньги, по сути, извлек максимально возможную выгоду из этой покупки, но сейчас потерял своего лидера, рядом с которым совершенно иначе раскрылись и играли российские футболисты Артем Дзюба и Олег Шатов (неудача сборной России на Евро – лишнее тому доказательство). Сможет ли команда обойтись без Халка? Увидим ли мы на поле прежний "Зенит" или будем наблюдать его падение в пропасть, волнуются эксперты.
В этом волнении слышатся знакомые нотки. Помнится, после массового исхода из петербургской команды ее лидеров Андрея Аршавина, Александра Кержакова, Павла Погребняка, Анатолия Тимощука, с которыми были связаны победы "Зенита" на чемпионате и Кубке УЕФА, многие предрекали клубу бесславное будущее. Вместо этого петербуржцы сделали уверенный шаг вперед, трижды стали чемпионами, выиграли несколько внутрироссийских трофеев, регулярно выходили в еврокубковую весну. И умудрились и без того недешевого Халка сделать в 1,5 раза дороже. Так может, уход бразильца не столь страшен, как его сейчас малюют?
"Уход Халка, травма Данни – все это, несомненно, можно назвать потерями для "Зенита", – соглашается Максим Митрофанов. – Но мы предпочли бы назвать это новым вызовом. У нас опытнейший главный тренер, который умеет и любит работать с молодыми игроками, у нас высвободившиеся благодаря продаже Халка финансовые ресурсы. На вырученные средства клуб получит возможность качественно и эффективно комплектовать состав в ближайшее время. При этом уход Халка никак не повлияет на стоимость бренда "Зенита". Опыт показывает, что клуб в состоянии грамотно интегрировать игроков в решение коммерческих и социальных задач".
Добавить к этому нечего. Разве что еще раз констатировать – этим летом "Зенит" на деле и с цифрами в руках показал, как может и должна работать футбольная бизнес-модель. А заодно подтвердил свой статус не только самого богатого, но и самого успешного российского клуба.