Сколько на самом деле стоит Халк

Халк. Фото: GLOBAL LOOK press/Maksim Konstantinov
То, о чем говорили с января, случилось – "Зенит" продал Халка. Причем продал дороже, чем купил, что неприятно удивило многочисленных критиков петербургского клуба. Настолько неприятно, что даже уважаемые СМИ продолжают настаивать на том, что, мол, купили Халка не за 40 миллионов, о чем неоднократно заявляли руководители "Зенита" и документально подтверждал "Порту" (откуда бразилец и перебрался в Петербург), а за 60.

Кошки скребут на душе у знатоков футбольной экономики – как так, самый богатый в России клуб в третий раз за последние восемь лет осуществил один из самых успешных трансферов в истории российского футбола. Сначала очень дорого продал в Англию своего воспитанника Андрея Аршавина, затем туда же переправил за рекордную сумму Саломона Рондона, и вот теперь, почти с 50-процентной наценкой (если опираться на официальные данные, а не на слухи) отправил в Китай Халка. Объяснять происходящее элементарным везением, сопровождающим "Зенит" на трансферном рынке, получается все хуже. А тут еще генеральный директор сине-бело-голубых Максим Митрофанов подливает масла в огонь.

"Продажа Халка в Китай – это не удачное стечение обстоятельств, а результат огромной работы клуба и тренерских штабов. "Зенит" сделал возможным развитие Халка как футболиста, и пик его карьеры пришелся на выступление в России. Он пришел к нам в статусе очень сильного игрока, но именно в "Зените" стал мировой суперзвездой. Наш клуб смог придать очень недешевому и крайне одаренному игроку "добавленную стоимость", и мы можем этим гордиться", – рассказывает журналистам Митрофанов.

Сейчас, когда сделка состоялась, почти все эксперты сходятся в том, что уход Халка – большая потеря для "Зенита" и всего российского чемпионата, лицом которого, как теперь выясняется, был бразилец. А ведь еще совсем недавно – в тот день, когда "Зенит" проиграл "Бенфике" и выпал из борьбы за главный клубный трофей Европы, звучали совсем другие эпитеты в адрес нападающего и команды, потратившей на него огромные деньги. Более того, бытовало мнение, что в нашем чемпионате Халк деградирует, как и все другие легионеры. Совсем другого мнения придерживаются в "Зените".

"Именно в "Зените" в полной мере раскрылся талант Халка. Именно будучи игроком "Зенита", он стал регулярно приглашаться в сборную Бразилии (и это с учетом уровня конкуренции в этой сборной за место в основе). Именно с "Зенитом" Халк стал одним из лучших игроков Лиги чемпионов, не раз входил в символическую сборную этого турнира, а в 2015 году Халк был включен в символическую сборную всего группового этапа Лиги чемпионов", – перечисляет этапы большого пути бразильца в России Максим Митрофанов.

Халк. Фото: GLOBAL LOOK press

Подтверждает это мнение и сухая статистика. Три трофея за четыре года выиграл Халк вместе с "Зенитом" (чемпионат страны, Кубок и Суперкубок России), забил 77 голов и отдал 66 голевых передач в 148 матчах, включая еврокубковые, четыре раза оказывался в списке 33 лучших игроков чемпионата России, причем каждый раз под номером 1 на своей позиции, признавался лучшим бомбардиром чемпионата России в сезоне 2014-2015, а в следующем – лучшим ассистентом. Халк стал первым игроком в истории "Зенита", которому удалось набрать за один сезон более 40 очков по системе "гол + пас" – в сезоне 2015-2016 в 39 матчах на счету Халка 53 очка, это, к слову, еще и общероссийский рекорд. Халк трижды подряд забивал более 20 голов за сезон.

Есть и другие, более "материальные" цифры. Например, такая: 90 миллионов евро заработал "Зенит" в еврокубках за те четыре года, что Халк провел в Петербурге. Конечно, футбол – игра командная, но если учесть, что почти каждый второй гол "Зенита" в Европе забивался либо самим Халком, либо с его участием, следует признать, что взнос бразильца в эти 90 миллионов весьма ощутим.

Собственно, отрабатывать потраченные на него миллионы (не будем забывать, что четыре года назад в рублевом эквиваленте они "весили" гораздо меньше, чем теперь) Халк начал уже в первые месяцы своей зенитовской карьеры. Еще шла довольно непростая адаптация футболиста в новой команде, а менеджмент клуба констатировал: количество приобретенных в фирменных магазинах "Зенита" футболок с именем Халка стремительно растет. Спустя шесть-семь месяцев после появления бразильца в Петербурге он, судя по продажам атрибутики с его именем, обошел прежних любимцев петербургских и российских болельщиков – Александра Кержакова, Андрея Аршавина, Данни.

Рос интерес к "Зениту" не только в Петербурге, но и в тех городах, куда команда приезжала на матчи чемпионата или Кубка России. "Во многом благодаря Халку "Зенит" увеличил армию своих болельщиков на 3 миллиона до 15 миллионов, согласно исследованию Repucom, по сравнению с 2012 годом, когда, по данным Nielsen, у нас было 12,3 миллиона болельщиков. Сегодня мы удерживаем первенство по популярности среди российских клубов", – говорит Максим Митрофанов.

Халк. Фото: GLOBAL LOOK press

Конечно, оценить вклад одного конкретного игрока в общую копилку успеха команды и клуба практически невозможно – они как сиамские близнецы друг без друга существовать не способны. Один Халк в поле не воин, нужно еще вовремя и с умом использовать потенциал разгорающейся звезды. У "Зенита" это получилось неплохо, причем как на внутрироссийском поле, так и за его пределами. По инициативе клуба Халк стал яркой медийной личностью, поучаствовал в огромном количестве социальных проектов – в благотворительном "Давай-давай", участники которого собирают средства на лечение тяжелобольных детей, в посвященном 90-летию "Зенита" проекте "90 добрых дел" и многих других. А рекламные ролики с участием Халка стали самыми запоминающимися из всех, в которых принимали участие российские футболисты.

Как известно, где популярность – там и деньги. По данным петербургского клуба, Халк за четыре года заработал для "Зенита" в общей сложности 19 миллионов евро: 2,5 миллиона составила выручка от продажи атрибутики, 6 миллионов – доходы от рекламных акций, в которых игрок принимал участие, и еще 10,5 миллиона – за счет увеличения стоимости спонсорских контрактов на зарубежных рынках. При этом 4,1 миллиона из этих 10,5 принадлежит родине игрока – Бразилии, 2,8 – Португалии, из которой Халк переехал в Россию, еще 3,6 миллиона – странам Азии, Африки и Латинской Америки.

Если сложить все эти цифры, добавить к ним стоимость трансфера в Китай и вычесть из полученной суммы те самые 40 миллионов, отданные "Зенитом" за Халка, получится разница примерно в 45 миллионов евро. И "вишенкой на торте" доходов – 15 место в клубном рейтинге УЕФА вместо 20-го, на котором был "Зенит" в 2012 году. Еще один российский гранд, который очень любят хвалить за успешную трансферную политику, ЦСКА за этот же период опустился с 18 места на 41-е. Как после этого упрекать "Зенит" в неразумной трате на Халка?

Впрочем, остается последний аргумент – есть ли жизнь после Халка? "Зенит" получил за него хорошие деньги, по сути, извлек максимально возможную выгоду из этой покупки, но сейчас потерял своего лидера, рядом с которым совершенно иначе раскрылись и играли российские футболисты Артем Дзюба и Олег Шатов (неудача сборной России на Евро – лишнее тому доказательство). Сможет ли команда обойтись без Халка? Увидим ли мы на поле прежний "Зенит" или будем наблюдать его падение в пропасть, волнуются эксперты.

В этом волнении слышатся знакомые нотки. Помнится, после массового исхода из петербургской команды ее лидеров Андрея Аршавина, Александра Кержакова, Павла Погребняка, Анатолия Тимощука, с которыми были связаны победы "Зенита" на чемпионате и Кубке УЕФА, многие предрекали клубу бесславное будущее. Вместо этого петербуржцы сделали уверенный шаг вперед, трижды стали чемпионами, выиграли несколько внутрироссийских трофеев, регулярно выходили в еврокубковую весну. И умудрились и без того недешевого Халка сделать в 1,5 раза дороже. Так может, уход бразильца не столь страшен, как его сейчас малюют?

"Уход Халка, травма Данни – все это, несомненно, можно назвать потерями для "Зенита", – соглашается Максим Митрофанов. – Но мы предпочли бы назвать это новым вызовом. У нас опытнейший главный тренер, который умеет и любит работать с молодыми игроками, у нас высвободившиеся благодаря продаже Халка финансовые ресурсы. На вырученные средства клуб получит возможность качественно и эффективно комплектовать состав в ближайшее время. При этом уход Халка никак не повлияет на стоимость бренда "Зенита". Опыт показывает, что клуб в состоянии грамотно интегрировать игроков в решение коммерческих и социальных задач".

Добавить к этому нечего. Разве что еще раз констатировать – этим летом "Зенит" на деле и с цифрами в руках показал, как может и должна работать футбольная бизнес-модель. А заодно подтвердил свой статус не только самого богатого, но и самого успешного российского клуба. 

Шоу-бизнес в Telegram