2. Выбирайте дискаунтеры Все сетевые магазины можно разделить по формату на три типа: элитные, обычные и дискаунтеры (от слова discount – скидка). Ассортимент товаров сужается в указанном порядке, но вместе с ним снижаются и цены. Один и тот же товар в "Азбуке вкуса", "Перекрестке" и "Пятерочке", скорее всего, будет стоить по-разному – и дешевле всего он обойдется именно в последней. Магазин в формате дискаунтера экономит на всем: на интерьере, на торговой площади, на персонале, на оформлении – в общем, на чем только может. Поэтому эти торговые точки часто выглядят не очень презентабельно – грязные полы, очереди, множество пенсионеров, ищущих что подешевле, подгнившие овощи и т. д. Зато именно в них можно составить представление о реальной минимальной стоимости товара. В данном формате работают такие сети, как "Пятерочка", "Монетка" и "Авоська" (в последней, кстати, не такие уж и низкие цены). Они идеально подходят для покупки упакованных товаров с длительным или бессрочным сроком годности. Макароны, консервы, сахар, питьевая вода, соки, газировка типа колы, чай, кофе, бытовая химия, туалетная бумага, кошачий и собачий корм, шоколад, конфеты, замороженные полуфабрикаты – все это можно и нужно покупать именно там. Молоко, творог в упаковке, масло, плавленный сыр – тоже подходящая цель при посещении дискаунтера. А вот скоропортящиеся продукты, особенно вразвес, в этих магазинах надо выбирать с осторожностью. Вдобавок формат экономичного магазина практически исключает вариант, что вам удастся приобрести в нем нормальные колбасные изделия, сыр, рыбу, мясо птицы или говядину. Скорее всего, вы обнаружите там самые дешевые (и низкокачественные) их варианты. 3. Покупайте у производителя Чем меньше посредников в цепочке между производителем и покупателем, тем меньше наценка. Именно поэтому стоит обратить внимание на фирменные магазины отдельных мясокомбинатов и других предприятий. Конечно, можно не заморачиваться и купить ту же самую продукцию в сетевом магазине. Однако тогда будьте готовы заплатить за нее как минимум в 1,5 раза больше. Килограмм карбонада в фирменном магазине от мясокомбината "Рублевский" продается за 600 рублей, а в "Перекрестке" или "Оливье" – уже за 900. Одни и те же пельмени (пачка 800 граммов) стоят около 300 рублей и более 550 рублей соответственно. И так во всем. Кроме того, в фирменном магазине за счет более низких цен товар быстро оборачивается. Поэтому продукция там всегда свежая, только что с завода, а вот в торговых сетях – не всегда.
4. Пользуйтесь акциями и скидками В докризисные времена акции и скидки, которые еженедельно устраивают сетевые магазины, были не очень популярны. Продукты были дешевы, и экономия в пару десятков (от силы – сотен) рублей могла заинтересовать разве что законченного скупердяя. Все изменилось два года назад, когда цены – особенно на импортные товары – совершили ракетообразный взлет в два и более раз. А вот наши зарплаты при этом не выросли, что больно ударило по карману. Но лекарство от кризиса есть! Теперь акции и скидки – это единственный способ закупать привычные продукты по докризисным ценам. Учитывая обилие торговых сетей, в столице это может превратиться в настоящий азартный спорт, который при грамотном подходе будет экономить сотни рублей вашего бюджета при каждом (!) посещении магазина. На уровне недель эти сотни складываются в тысячи, а в более долгосрочной перспективе – в десятки тысяч. Не всегда покупки по акциям приводят к экономии в денежном эквиваленте – часто можно просто купить более дорогой товар (как правило, лучшего качества) за те же деньги. По возможности запасайтесь впрок товарами во время акций. Кошачий корм, к примеру, хранится годами, и если его выбросили по отличной цене (например, со скидкой 50%) – имеет смысл взять его на пару месяцев вперед. Пригодится 100%, а при этом неизвестно, когда еще и где удастся его так выгодно купить. То же относится к макаронам, консервам, газированной и питьевой воде, бытовой химии, алкоголю и другим товарам длительного хранения. Для того, чтобы было проще ориентироваться, созданы мобильные приложения (например, "Едадил") и специализированные сайты-агрегаторы, которые публикуют свежие акции и спецпредложения основных торговых сетей. 5. ...и не дайте себя обмануть! Не стоит забывать, что акции акциям рознь. Не следует принимать все из них за чистую монету: очень часто товар со скидкой в "Виктории" или том же "Перекрестке" будет стоить дороже, чем без скидки – в "Пятерочке". Вот почему так важно быть в курсе средних цен, и ориентироваться здесь стоит именно на дискаунтеры. Самые честные акции как раз в последних. И без того низкие цены приятно падают. С другими же магазинами надо держать ухо востро. Скидки в 10-15% там – это несерьезно. Сброс цены на 30% – предмет для исследования; вполне возможно, что стоимость действительно стала меньше минимальной обычной цены. А вот если товар заявлен со скидкой 50%, то в подавляющем большинстве случаев его надо брать. Конечно, даже в последнем случае не стоит обольщаться. Реально вы экономите не 50%, а меньше, ведь в соседнем дискаунтере тот же товар, скорее всего, продается дешевле. Но свои 20-30% вы выиграете на покупке железно. Иногда вам могут попасться скидки в 60% и даже 75%. Увидев такой товар, первым делом возьмите его в руки и посмотрите на срок годности. Скорее всего, он истекает через несколько дней или даже завтра. Это не значит, что товар плохой – просто имейте это в виду. Подобная распродажа выгодна всем – магазину не приходится заниматься дорогой утилизацией, а покупатель приобретает товар за четверть его реальной стоимости. Обычно акционные товары помечены специальными ценниками. И здесь важно не угодить в ловушку маркетологов – магазины любят параллельно вешать похожие спецярлыки на товары без скидок. Обычно на них пишут "Выгодная цена" или что-то вроде – но надо понимать, что выгодная она только для магазина. Поэтому всегда сопоставляйте товары в акционном буклете с тем, что видите на полке. И если на товаре – спецценник, а в скидочном перечне его нет, то вас, скорее всего, подталкивают к ненужной покупке. Помните: на товаре со скидкой обычно висит ценник с зачеркнутой прежней ценой. Если же сопоставить "выгодную цену" с прежней, невыгодной, вам не позволяют – это уловка. Также бывает, что скидочный ценник "забывают" снять по окончании акции. Чтобы избежать неприятных сюрпризов уже на кассе, пользуйтесь прайсчекерами. А если вам все-таки пробили товар по цене, которая отличается от акционного ценника, то смело отказывайтесь от него – или зовите администратора. По закону вам обязаны продать товар по той цене, которая указана на ценнике в зале.
6. Прочие советы Напоследок несколько общих советов и замечаний, которые позволят сделать посещение магазинов не только эффективным, но и выгодным мероприятием. – Заранее составляйте списки продуктов, которые собираетесь купить и строго придерживайтесь его. Иначе велика вероятность, что что-то забудете, польститесь на что-то яркое и в итоге купите массу всего ненужного. Именно на это и рассчитывают магазины. Напротив, покупатель со списком – кошмар маркетолога и основа рачительного домохозяйства. – Выбирайте экономичные упаковки. Горошек в банке 400г дешевле, чем тот же горошек в 200-граммовой банке. Два литра воды в одной бутылке значительно выгодней, чем две бутылки по литру. И так далее. – Не ходите в магазин голодным. Научно доказано – это стимулирует к ненужным покупкам, все вокруг кажется вкусным и жизненно необходимым, хотя в сытом состоянии вы на эту фасоль в банке даже не взглянете. – Посещайте разные торговые сети, старайтесь покупать преимущественно акционные товары. Да, это займет больше времени, но при этом вы сэкономите деньги. – Покупайте товары со скидками в первые дни после старта акции. Иначе велика вероятность, что они быстро кончатся, – и уж поверьте, до конца недели скидок на них нового завоза не будет. Особенно это актуально в бедных районах на окраинах городов – там население полностью опустошает полки с выгодными предложениями уже к вечеру первого дня. – Самые выгодные цены – на самых неудобных полках. Маркетологи всегда расставляют товар с наибольшей наценкой или маржей прибыли на уровне глаз покупателя. Не поленитесь и осмотрите нижние или самые верхние полки – вполне возможно, что там есть куда более выгодные предложения на аналогичные товары. Касается в первую очередь вина, но и других товаров тоже. – Сильно сэкономить на свежей рыбе, мясе и курице не получится. Скидки на эти группы товаров обычно скромны и довольно редки. Смиритесь с этим. Впрочем, зарекаться нельзя – бывало, что в том же "Перекрестке" удавалось отхватить свежайший стейк лосося за половину его обычной стоимости. – Вам не удастся купить сигареты со скидкой или по акции. Никогда. – В вечерние часы ряд товаров можно купить с дисконтом – например, хлеб, кулинарию и другую скоропортящуюся продукцию. Выполняя эти нехитрые правила, вы сможете заметно сэкономить на продуктах из магазина, а высвободившиеся деньги направить на другие, более благородные цели.