Пособие для начинающей жадины

Фото: GLOBAL LOOK press/Natalya Loginova
Два года назад в холдинге, в котором работал ваш покорный слуга, сменилось руководство. Новое начальство сделало всему прежнему коллективу ручкой, отправив на вольные хлеба в начале разгорающегося кризиса. В моем случае дело усугублялось тем, что увольнение состоялось за две недели до свадебного путешествия. Поиск подходящей работы растянулся на долгие пять месяцев, во время которых финансовое положение стремительно ухудшалось.

Эта ситуация (вкупе с галопирующим ростом цен на продукты последних двух лет) помогла выработать ряд ценных навыков и привычек при совершении покупок. Благодаря им мне до сих пор удается удерживать средний чек из магазина почти на докризисном уровне, не теряя при этом в качестве приобретенных продуктов и товаров. 1. Закупайтесь в торговых сетях Все супермаркеты можно условно поделить на сетевые и несетевые. И если вам дорог ваш бюджет – обходите последние стороной. Небольшие магазины и супермаркеты в формате "за углом" бывают полезны – они часто работают 24 часа, и если надо что-то срочно и быстро купить, то они выручают. Но цены там в 99,9% случаев выше, чем у их сетевых конкурентов, причем значительно – в среднем на 20-30% и больше. Причина проста: "сетевики" берут товар крупным оптом, выбивая из поставщиков значительные скидки. Те даже рады – им лучше продать тысячу упаковок товара, пусть даже со скидкой, чем искать сотню разных покупателей, которые возьмут по 10 коробок. Это, а также большие обороты и экономия на складах и логистике позволяют крупным сетям держать сравнительно низкие цены. Всех этих преимуществ нет у их разрозненных коллег, которые и берут товар дороже, и несут значительные издержки, если скоропортящиеся продукты не раскупили вовремя. Все это они перекладывают на покупателей, закладывая расходы в стоимость товаров. Лично я покупаю в таких магазинах разве что сигареты – после того, как цены в обязательном порядке стали печатать на пачках, их стоимость везде выровнялась.

2. Выбирайте дискаунтеры Все сетевые магазины можно разделить по формату на три типа: элитные, обычные и дискаунтеры (от слова discount – скидка). Ассортимент товаров сужается в указанном порядке, но вместе с ним снижаются и цены. Один и тот же товар в "Азбуке вкуса", "Перекрестке" и "Пятерочке", скорее всего, будет стоить по-разному – и дешевле всего он обойдется именно в последней. Магазин в формате дискаунтера экономит на всем: на интерьере, на торговой площади, на персонале, на оформлении – в общем, на чем только может. Поэтому эти торговые точки часто выглядят не очень презентабельно – грязные полы, очереди, множество пенсионеров, ищущих что подешевле, подгнившие овощи и т. д. Зато именно в них можно составить представление о реальной минимальной стоимости товара. В данном формате работают такие сети, как "Пятерочка", "Монетка" и "Авоська" (в последней, кстати, не такие уж и низкие цены). Они идеально подходят для покупки упакованных товаров с длительным или бессрочным сроком годности. Макароны, консервы, сахар, питьевая вода, соки, газировка типа колы, чай, кофе, бытовая химия, туалетная бумага, кошачий и собачий корм, шоколад, конфеты, замороженные полуфабрикаты – все это можно и нужно покупать именно там. Молоко, творог в упаковке, масло, плавленный сыр – тоже подходящая цель при посещении дискаунтера. А вот скоропортящиеся продукты, особенно вразвес, в этих магазинах надо выбирать с осторожностью. Вдобавок формат экономичного магазина практически исключает вариант, что вам удастся приобрести в нем нормальные колбасные изделия, сыр, рыбу, мясо птицы или говядину. Скорее всего, вы обнаружите там самые дешевые (и низкокачественные) их варианты. 3. Покупайте у производителя Чем меньше посредников в цепочке между производителем и покупателем, тем меньше наценка. Именно поэтому стоит обратить внимание на фирменные магазины отдельных мясокомбинатов и других предприятий. Конечно, можно не заморачиваться и купить ту же самую продукцию в сетевом магазине. Однако тогда будьте готовы заплатить за нее как минимум в 1,5 раза больше. Килограмм карбонада в фирменном магазине от мясокомбината "Рублевский" продается за 600 рублей, а в "Перекрестке" или "Оливье" – уже за 900. Одни и те же пельмени (пачка 800 граммов) стоят около 300 рублей и более 550 рублей соответственно. И так во всем. Кроме того, в фирменном магазине за счет более низких цен товар быстро оборачивается. Поэтому продукция там всегда свежая, только что с завода, а вот в торговых сетях – не всегда.

4. Пользуйтесь акциями и скидками В докризисные времена акции и скидки, которые еженедельно устраивают сетевые магазины, были не очень популярны. Продукты были дешевы, и экономия в пару десятков (от силы – сотен) рублей могла заинтересовать разве что законченного скупердяя. Все изменилось два года назад, когда цены – особенно на импортные товары – совершили ракетообразный взлет в два и более раз. А вот наши зарплаты при этом не выросли, что больно ударило по карману. Но лекарство от кризиса есть! Теперь акции и скидки – это единственный способ закупать привычные продукты по докризисным ценам. Учитывая обилие торговых сетей, в столице это может превратиться в настоящий азартный спорт, который при грамотном подходе будет экономить сотни рублей вашего бюджета при каждом (!) посещении магазина. На уровне недель эти сотни складываются в тысячи, а в более долгосрочной перспективе – в десятки тысяч. Не всегда покупки по акциям приводят к экономии в денежном эквиваленте – часто можно просто купить более дорогой товар (как правило, лучшего качества) за те же деньги. По возможности запасайтесь впрок товарами во время акций. Кошачий корм, к примеру, хранится годами, и если его выбросили по отличной цене (например, со скидкой 50%) – имеет смысл взять его на пару месяцев вперед. Пригодится 100%, а при этом неизвестно, когда еще и где удастся его так выгодно купить. То же относится к макаронам, консервам, газированной и питьевой воде, бытовой химии, алкоголю и другим товарам длительного хранения. Для того, чтобы было проще ориентироваться, созданы мобильные приложения (например, "Едадил") и специализированные сайты-агрегаторы, которые публикуют свежие акции и спецпредложения основных торговых сетей. 5. ...и не дайте себя обмануть! Не стоит забывать, что акции акциям рознь. Не следует принимать все из них за чистую монету: очень часто товар со скидкой в "Виктории" или том же "Перекрестке" будет стоить дороже, чем без скидки – в "Пятерочке". Вот почему так важно быть в курсе средних цен, и ориентироваться здесь стоит именно на дискаунтеры. Самые честные акции как раз в последних. И без того низкие цены приятно падают. С другими же магазинами надо держать ухо востро. Скидки в 10-15% там – это несерьезно. Сброс цены на 30% – предмет для исследования; вполне возможно, что стоимость действительно стала меньше минимальной обычной цены. А вот если товар заявлен со скидкой 50%, то в подавляющем большинстве случаев его надо брать. Конечно, даже в последнем случае не стоит обольщаться. Реально вы экономите не 50%, а меньше, ведь в соседнем дискаунтере тот же товар, скорее всего, продается дешевле. Но свои 20-30% вы выиграете на покупке железно. Иногда вам могут попасться скидки в 60% и даже 75%. Увидев такой товар, первым делом возьмите его в руки и посмотрите на срок годности. Скорее всего, он истекает через несколько дней или даже завтра. Это не значит, что товар плохой – просто имейте это в виду. Подобная распродажа выгодна всем – магазину не приходится заниматься дорогой утилизацией, а покупатель приобретает товар за четверть его реальной стоимости. Обычно акционные товары помечены специальными ценниками. И здесь важно не угодить в ловушку маркетологов – магазины любят параллельно вешать похожие спецярлыки на товары без скидок. Обычно на них пишут "Выгодная цена" или что-то вроде – но надо понимать, что выгодная она только для магазина. Поэтому всегда сопоставляйте товары в акционном буклете с тем, что видите на полке. И если на товаре – спецценник, а в скидочном перечне его нет, то вас, скорее всего, подталкивают к ненужной покупке. Помните: на товаре со скидкой обычно висит ценник с зачеркнутой прежней ценой. Если же сопоставить "выгодную цену" с прежней, невыгодной, вам не позволяют – это уловка. Также бывает, что скидочный ценник "забывают" снять по окончании акции. Чтобы избежать неприятных сюрпризов уже на кассе, пользуйтесь прайсчекерами. А если вам все-таки пробили товар по цене, которая отличается от акционного ценника, то смело отказывайтесь от него – или зовите администратора. По закону вам обязаны продать товар по той цене, которая указана на ценнике в зале.

6. Прочие советы Напоследок несколько общих советов и замечаний, которые позволят сделать посещение магазинов не только эффективным, но и выгодным мероприятием. – Заранее составляйте списки продуктов, которые собираетесь купить и строго придерживайтесь его. Иначе велика вероятность, что что-то забудете, польститесь на что-то яркое и в итоге купите массу всего ненужного. Именно на это и рассчитывают магазины. Напротив, покупатель со списком – кошмар маркетолога и основа рачительного домохозяйства. – Выбирайте экономичные упаковки. Горошек в банке 400г дешевле, чем тот же горошек в 200-граммовой банке. Два литра воды в одной бутылке значительно выгодней, чем две бутылки по литру. И так далее. – Не ходите в магазин голодным. Научно доказано – это стимулирует к ненужным покупкам, все вокруг кажется вкусным и жизненно необходимым, хотя в сытом состоянии вы на эту фасоль в банке даже не взглянете. – Посещайте разные торговые сети, старайтесь покупать преимущественно акционные товары. Да, это займет больше времени, но при этом вы сэкономите деньги. – Покупайте товары со скидками в первые дни после старта акции. Иначе велика вероятность, что они быстро кончатся, – и уж поверьте, до конца недели скидок на них нового завоза не будет. Особенно это актуально в бедных районах на окраинах городов – там население полностью опустошает полки с выгодными предложениями уже к вечеру первого дня. – Самые выгодные цены – на самых неудобных полках. Маркетологи всегда расставляют товар с наибольшей наценкой или маржей прибыли на уровне глаз покупателя. Не поленитесь и осмотрите нижние или самые верхние полки – вполне возможно, что там есть куда более выгодные предложения на аналогичные товары. Касается в первую очередь вина, но и других товаров тоже. – Сильно сэкономить на свежей рыбе, мясе и курице не получится. Скидки на эти группы товаров обычно скромны и довольно редки. Смиритесь с этим. Впрочем, зарекаться нельзя – бывало, что в том же "Перекрестке" удавалось отхватить свежайший стейк лосося за половину его обычной стоимости. – Вам не удастся купить сигареты со скидкой или по акции. Никогда. – В вечерние часы ряд товаров можно купить с дисконтом – например, хлеб, кулинарию и другую скоропортящуюся продукцию. Выполняя эти нехитрые правила, вы сможете заметно сэкономить на продуктах из магазина, а высвободившиеся деньги направить на другие, более благородные цели.

Шоу-бизнес в Telegram