Правила сексуального воспитания детей

Фото: минобрнауки.рф
Есть вещи, которым учить не нужно. Это три базовых инстинкта, которые роднят нас с любым представителем животного мира – поиск пищи, размножение и доминирование в социуме. О том, что отличает человека, разумного не только по названию, но и по сути, рассказывает наш колумнист, руководитель НДЦ клинической психиатрии и председатель Московского общества психиатров Александр Хаминский.

Меня всякий раз подергивает, когда я слышу слова "половое воспитание". Не потому, что я ханжа, отнюдь. Но люди, которые успешно осваивают гранты и бюджетные деньги, разрабатывая концепции сексуального просвещения детей и подростков, как я это вижу, исходят из ложных установок и плохо видят цель своей деятельности. Особенно вся эта история с "обучением детей разумному сексуальному поведению" выглядит нелепо, когда наша массовая культура насквозь пропитана духом порока и разврата. Начнем с того, что можно не прочитать в жизни ни одной книжки и при этом не испытывать никаких проблем с тем, чтобы донести ложку до рта, находить себе партнеров для спаривания и с помощью грубой силы доказывать превосходство в сообществе таких же незамутненных особей. Но если двуногое существо живет исключительно этими тремя инстинктами, я лично отказываю ему в праве именоваться человеком. Человека делает человеком культура. Этот "тонкий слой масла" на нашей животной сущности, обращающийся к той незримой субстанции, которую мы называем душой. Только благодаря культуре, которую мы осваиваем и принимаем, мы находим в себе силы противостоять мощным архаичным инстинктам. Благодаря культуре мы способны помогать, жертвовать и делиться с другими людьми, не преследуя при этом личную выгоду. Хранить верность женам и мужьям, несмотря на соблазны. Не идти по головам, презрев дружбу и любовь, в стремлении занять самую высокую "ветку баобаба". В отличие от представителей животного мира, человек наделен способностью получать удовольствие не только от пищи, секса и ощущения собственной значимости. Хотя если копнуть глубже, практически все наши поступки можно свести к одному из трех этих основных инстинктов. Многие скажут: "Художник создает шедевр, чтобы снискать восхищение поклонников, заработать на пропитание и, возможно, покорить прекрасную даму". Но, в отличие от обезьяны, он вкладывает в свой труд душу и разум! Культура – не что-то законченное и данное нам в пользование. Это то, что мы сами ежедневно создаем. Культура не тождественна образованности или традиционным установкам, хотя использует их и на них же опирается. А иногда – отрицает и через это развивается либо деградирует. Наконец, культура племени мумбо-юмбо отличается от культуры человека, который носит костюм и пользуется интернетом. По крайней мере, от нее мы можем этого ожидать.
Половое воспитание – это, с одной стороны, о культуре, с другой – о базовых инстинктах. Вроде идея правильная: научить взрослеющих людей не жить только лишь инстинктом, думать о последствиях "простых движений" в виде детей и болезней. Проблема в том, что инстинкт всегда победит, если культурная составляющая недостаточно прокачана. Есть один важный аспект. В нашей европейской культуре после падения Римской империи с ее свободными нравами темы секса долгое время были табуированы, а сохранение невинности до брака считалось добродетелью. Люди жили в некотором лукавстве: секс вроде бы есть, но мы об этом не говорим и уж тем более не посвящаем в тонкости половых отношений детей. Да, где-то взрослеющих мальчиков водили в публичные дома "за наукой", в сельской местности рассказывали "заветные сказки", а в определенные праздники практиковались языческие "грешные обряды". Да, первый порнографический фильм был снят всего через год после "Прибытия поезда" братьев Люмьер. Все это было, но… как бы и не было. Не говорили об этом и в обществе. Все изменилось с началом сексуальной революции в 1960-х годах: говорить, писать, снимать фильмы о сексе стало не просто можно, это стало культурным мейнстримом. А там уж рукой подать до введения секспросвета в школах. Из лучших, разумеется, побуждений. И в самом деле: раз дети этим все равно занимаются, давайте научим их делать это правильно, а не как попало! А дальше начинается самое интересное. С одной стороны, я вижу тенденцию некоторого уравнивания детских запросов с точки зрения гендера. Современные психологи критикуют родителей, которые настойчиво предлагают девочкам куклы, а мальчикам – машинки и пистолеты. Мол, хочет мальчик носить розовые брючки со стразами – уважайте его желание. А поучение в песочнице "Уступи ей, она же девочка!" вполне может быть сочтено проявлением сексизма. С другой стороны, нашим детям приходится справляться буквально с лавиной агрессивно подаваемой информации, которая тормошит их неразвитую сексуальность и обильно снабжает примерами крайне нежелательного поведения. Взять хотя бы голливудские фильмы, где подростки ищут (и находят!) возможность утолить половой интерес. Или пресловутый "Дом-2", где обучают наших с вами детей "строить любовь" (ненавистное мне "как бы" здесь исключительно уместно). Уверяю: в тот момент, когда вы решите, что пора показать наследнику, как натягивать презерватив на огурец, он сам вас сможет многому научить. Понятно, что разумные папы и мамы отслеживают то, чем питаются дети не только в плане гастрономии. Но когда на родительском собрании в первом классе учительница рассказывает о том, что дети друг другу скидывают на телефоны порнографические видео, – это уже набат.
Мне не очень понятен сам подход с выделением полового воспитания из воспитания вообще. Для начала неплохо бы определиться, что мы принимаем за эталон воспитанного человека и какие практические навыки хотим привить нашим детям. Умение пользоваться ножом и вилкой? Говорить "пожалуйста", "извините" и "спасибо"? Не "тыкать" взрослым людям и уступать им место в транспорте? Это все несложные вещи, большинство детей с ними успешно справляются. Вести себя, как положено зрелым мужчинам и женщинам? А это, с позволения спросить, как? Лепить из мальчиков бруталов, а из девочек – эфемерные создания вроде не вариант. К тому же мудрая природа подготовила для лепки очень разнообразный материал: не все мальчики годятся на роль рыцарей без страха и упрека, не все девочки – прирожденные принцессы. На то, чтобы разобраться, кто ты такой, на что способен, к чему потенциально готов, порой уходит целая жизнь. Посмотрите на себя и ответьте честно: то, как вы справляетесь со своей жизнью, насколько соответствует тому, чего бы вы хотели пожелать собственным детям? Всем, кто считает, что он или она – достойный пример для подражания, хочу пожать руку. Но поверьте мне на слово: вас очень мало. А плохая новость состоит в том, что наши дети, хотя и наследуют наши гены, – другие. И мы далеко не всегда для них являемся непререкаемыми авторитетами. И даже если человеку в нежном возрасте повезет встретить авторитетного взрослого – учителя, тренера, старшего друга, – он все равно не застрахован от ошибок и тягостных душевных переживаний. И это нормально: через боль и кризисы происходит рост и развитие. Хорошо бы только, чтобы ошибки не были фатальны. Остается главный вопрос: как пройти по тонкому лезвию между навязыванием детям "взрослых" стандартов поведения и необходимым информированием о рисках, которые несет сексуальная жизнь? Ведь это и риски провокации с перспективой быть подвергнутой изнасилованию, и риск венерических заболеваний, и ранняя беременность или нежелательное отцовство… Нашим детям предстоит жить в сложном мире, в котором нет однозначных "так правильно" и "делай так – будешь молодец". Не в наших силах перекрыть поток медиамусора и стерилизовать интернет. К тому же, рубанув с плеча, легко вместе с водой выплеснуть младенца.
У детей и подростков масса вопросов о себе, о мире, о добре и зле. Хорошо, когда, разговаривая с ними на самые разные темы, мы показываем все оттенки этой жизни. Но зачастую им нужны не общие рассуждения о сложности бытия, а простые инструкции. Как показать мальчику, что он тебе симпатичен? Как пригласить девочку в кино, чтобы, если она откажется, не чувствовать себя неудачником? Как понять, что по-настоящему влюблен? Согласитесь, все эти вопросы очень индивидуальны, их невозможно вписать в программу массового обучения. К тому же многое зависит от ценностей, которые исповедует ближайшее окружение, в каких богов оно верит и к чему в принципе стремится. И что же делать? Учить детей быть людьми. Любыми средствами отрывать их от гаджетов и вынимать из соцсетей. Отправлять заниматься творчеством, спортом, учебой, создавать и открывать новое, заботиться о тех, кто слабее и нуждается в помощи, жить наполненной детской жизнью. От себя очень рекомендую занятия бальными танцами. Вот уж где на простом телесном уровне мальчик понимает, что означает вести, а девочка – блистать. Рожать много детей. Когда в семье есть и девочки, и мальчики, очень легко на практических примерах показывать различие воспитательных подходов. Ну и, конечно, в семье мама должна стоять на пьедестале. Если ее роль снижена до обслуживания домочадцев, вряд ли ребенок верно усвоит правильные стандарты гендерного поведения. А для того чтобы настроить их внутренний камертон на поиск подходящего партнера, достаточно убедить следовать единственному правилу: никогда и ни при каких обстоятельствах не вступать в сексуальные отношения с человеком, с которым даже чисто теоретически не хочешь иметь общего ребенка.

Шоу-бизнес в Telegram