Что поможет российскому кино

Фото: GLOBAL LOOK press/Zamir Usmanov
Государственная политика в области кино, согласно преамбуле профильного Федерального закона, который так и называется: "О государственной поддержке кинематографа", основана на признании кинематографа областью культуры и искусства. А так как российское кино уже не первый год пытается выйти из кризиса, то должно быть общепонятно, что относиться к этому поступательному движению киноотрасли нужно с особым пиететом, максимально щадя чувства деятелей кино.
Мин
культ по привычке винит алчных прокатчиков и поэтому периодически всплывают идеи о введении НДС для иностранных картин или их квотирования в прокате. Режиссеры, окончательно запутавшись в непрозрачных схемах государственного финансирования, ратуют за возрождение Госкино. Рассуждая о квотировании, ставится в пример успешный пример Франции. Якобы их кино живет за счет квот и только благодаря им сохраняется на плаву. Доля французского кино в прокате составляет 40%. На деле же никаких квот нет. Квотирование во Франции действительно было сразу после Второй мировой войны. В то время ввели ограничения по экранному времени, потому что огромное количество американских картин заполонило кинотеатры. Продлились эти ограничения лишь четыре года (пока восстанавливались собственно французские студии и возобновился выпуск своих фильмов). После же к запретам французский прокат не возвращался.

Только тщательный профессиональный и общественный контроль за выделяемыми средствами позволит существенно изменить систему финансирования кинопроизводства на всех его стадиях

Но во Франции имеет место иной подход поддержки национальных фильмов, который стоило бы перенять. К примеру, если кинотеатр показывает "выгодное" для государства кино, то оно получает поддержку государства. Если кинотеатр показывает артхаус, то кинотеатр поддерживается Ассоциацией артхаусных кинотеатров и так далее. Кинотеатры же не остаются в убытке и им выгодно показывать разное кино – от низкобюджетных фильмов для некоторых до массового кино. В 1946-м году во Франции был создан Национальный центр кинематографии. В его задачи входила поддержка молодых режиссеров, помощь в прокате, модернизация кинотеатров и образование в сфере киноискусства. Основателем его концепции – культурной исключительности – стал министр культуры в правительстве Шарля де Голля – Андре Мальро. Эта концепция утверждала особую роль культуры в стране. Был введен налог на билеты в кино (11% от стоимости), в том числе и на иностранные кинофильмы. Собранные деньги шли в Национальный центр и дальше распределялись на обозначенные нужды. Таким образом, во Франции действует уже почти 60 лет уникальная система, в которой платит тот, кто смотрит. Помимо перечисленных способов пополнения бюджета на кино, во Франции существует предоплата телеканалов. Еще на стадии производства картины телеканал заключает договор с продюсерами о том, что фильм после проката покажут только на данном телеканале (подобные договоры приносят до 25% бюджета фильма). К сожалению, договоров с телеканалами в России можно пересчитать по пальцам, а налог с билета не обсуждается и вовсе. Помимо вышеназванных источников финансирования, во Франции вкладываются в кино и частные инвесторы. В России же предприниматели не видят инвестиционной привлекательности в кинопроизводстве. Выходом могли бы стать банковские кредиты. Однако банки связывают такую деятельность с большим риском. Существует, конечно, практика, при которой отдельные именитые режиссеры могут получить кредит, но это, скорее, исключение. При этом в той же Франции, например, есть Institut Financing Cinema and Cultural Industries. Это акционерное общество, 49% акций которого принадлежит государству, остальные распределены между 20 банками. В случае, если проект проваливается, банку возвращается до 55% суммы кредита. До сих пор все попытки отрегулировать киноотрасль и наладить понятный и эффективный механизм ее работы в России не привели к видимым результатам. Реформа, которая закончится решениями, а не обсуждениями, назрела давно. Опыт европейских стран может быть полезен, хотя, конечно, не является панацеей. В этом году российских кинематографистов ждут позитивные изменения. В декабре 2015 года было принято решение, что все средства из Фонда кино будут выдаваться на безвозвратной основе. При этом важнейшую роль играет прозрачность финансирования. Кто и на что получил, какой продукт вышел в итоге и вышел ли. Только тщательный профессиональный и общественный контроль за выделяемыми средствами позволит существенно изменить систему финансирования кинопроизводства на всех его стадиях. Иначе средства снова пойдут неким полумифическим продюсерским центрам, которые берутся за осуществление многомиллионных проектов, но не имеют даже собственного сайта.

Шоу-бизнес в Telegram