"Оскар": ожидания и реальность

Леонардо Ди Каприо и Алехандро Гонсалес Иньярриту. Фото: GLOBAL LOOK press\Byron Purvis
"Оскар", безусловно, главная кинопремия мира. Хотя многие считают, что она уже не та. Обсуждения все чаще и все больше касаются не киноискусства как такового, а околооскаровской политики и сопровождающих выдвижение номинантов и саму церемонию скандалов.
Так было и в этот раз, включая демонстрации тех, кто не согласен с "цветом кожи" заветного приза. Тем не менее миллионы людей смотрят церемонию награждения в прямом эфире. Это настоящий праздник. Праздник красивых нарядов, любимых актеров и режиссеров, где каждый переживает за понравившийся фильм. Очередное многочасовое феерическое шоу, в которое выливается каждая церемония последних лет, подошло к концу. Теперь можно сопоставить свои ожидания с оценками американской киноакадемии. Несмотря на то что многие достойные фильмы остались за пределами внимания академиков или удостоились лишь скромных оценок (например, "Омерзительная восьмерка" Тарантино, представленная лишь в номинациях "За лучшую музыку" и "За лучшую женскую роль второго плана"), тем не менее, и в этот раз было что посмотреть и за кого поболеть. В номинации "За лучший фильм" в последние годы участвуют до восьми претендентов. Причем, существуют планы увеличить их число еще на два. В этом году разнообразие жанров отличалось особой яркостью. Основными претендентами на премию критики называли четыре картины: "Игра на понижение" Адама Маккея, "Безумный Макс: Дорога ярости" Джорджа Миллера, "Выживший" Алехандро Иньярриту и "В центре внимания" Тома Маккарти, который и завоевал позолоченную статуэтку (фильм, к слову, получил еще одну статуэтку за сценарий). Реальная история, случившаяся в США, в очередной раз подчеркнувшая значение СМИ и их опасной порой работы. В центре журналистского расследования – случаи педофилии, в которых замешаны священники. Стройная сюжетная линия, отличная игра актеров, смелость, с которой режиссер и продюсеры взялись за работу, безусловно, заслуживают звание лучшего фильма года. Выступивший на церемонии один из продюсеров картины Михаэль Шугар обратился с призывом: "Папа Франциск, настало время защитить детей и восстановить честь".
Неожиданно для многих в гонке за "Оскаром" одним из лидеров стал фильм "Безумный Макс: Дорога ярости". Казалось бы, нет яркой сюжетной линии, нет мощной смысловой нагрузки – а от фильма не оторваться. Восхитительные пейзажи, удивительный грим актеров, завораживающие спецэффекты сделали свое дело. В итоге у ленты больше всего наград – шесть. За то, что и сделало фильм эффектным: лучшее художественное оформление, лучший костюм, лучший грим, лучший монтаж звука, лучший звук, лучший монтаж.

Ди Каприо, безусловно, является символом целого поколения. Его умение выбирать картины, его умение перевоплощаться, любовь к разного рода типажам и историческим личностям не должно было остаться без внимания академиков

Больше всего номинаций было у фильма "Выживший" – 12. Причем заслуживал "Оскар" уже один, ставший легендой операторского искусства, Эммануэль Любецки. Это была его восьмая номинация и третий "Оскар". При этом третий подряд. В 2014-м году он получил эту же награду за "Гравитацию" Альфонсо Куарона, в прошлом году – за "Бердмэна" Иньярриту. Помимо "Оскара" за лучшую операторскую работу, "Выживший" получил награды в номинациях: "Лучший режиссер" и "Лучшая мужская роль". Да, все поклонницы и поклонники невероятно талантливого актера пустили слезу и возрадовались – Леонардо Ди Каприо наградили долгожданной статуэткой. Заслужил ли он "Оскара" именно за этот фильм, по-прежнему остается предметом спора. Но Ди Каприо, безусловно, является символом целого поколения. Его умение выбирать картины (а ведь если посмотреть фильмографию актера, то нельзя найти ни одной проходной!), его мастерство перевоплощения, любовь к разного рода типажам и историческим личностям – не должны были остаться без внимания академиков. Шестая номинация и первый "Оскар". Хотя иногда казалось, что Лео выше этой награды. Ведь, если вспомнить всех любимых актеров современности, многих из них (и часто незаслуженно) обошло внимание академиков. Взять хотя бы Рэйфа Файнса или Эдварда Нортона. Или, например, гениального актера Питера О’Тула, который получил лишь почетный "Оскар" за вклад в кинематограф в 2003 году в возрасте 71 года. Но разве ставит это под сомнение талант всеми любимых актеров? Конечно же, нет. Примечательно, что значительную часть речи, произнесенной на церемонии, Ди Каприо посвятил сохранению природы и напомнил о климатических проблемах, с которыми мир сталкивается все чаще. "Давайте не будем принимать нашу планету как нечто должное. Я, – пошутил актер, – не воспринимаю как должное сегодняшний вечер. Изменения климата реальны, они происходят прямо сейчас. Это проблема, которая требует разрешения в самое ближайшее время, и мы должны объединить наши усилия… Мы должны поддержать тех лидеров в мире, которые говорят не от лица больших корпораций, а от лица всего человечества". Премия за лучшую женскую роль ушла к Бри Ларсон, сыгравшей главную роль в фильме "Комната" Леонардо Абрахамсона. Фильм повествует о жертве насилия, которую украли в 17-летнем возрасте и заперли в маленькой комнате, где она родила сына. Мальчик на протяжении пяти лет ничего, кроме этой крохотной комнатушки, не видел. Девятилетний Джейкоб Тремблэ – исполнитель роли маленького Джека, стал настоящим открытием.

За всю свою почти 70-летнюю карьеру Мориконе имеет лишь один "Почетный Оскар" и ни одного персонального

"Оскар" за лучшую мужскую роль второго плана – у Марка Райлэнса в фильме "Шпионский мост", где он сыграл советского разведчика, прообразом которого стал легендарный Рудольф Абель. Игра замечательного театрального актера не оставит равнодушной никого. К тому же разведчик выглядит на экране вполне адекватно, что, согласитесь, для американских фильмов – уже успех. При этом, несмотря на то что сценаристами фильма стали знаменитые братья Коэны, а режиссером – не менее прославленный Стивен Спилберг, – в целом критики обошли картину стороной. За музыку к фильмам присуждается две премии: "Лучшая песня" и "Лучший саундтрек".

Лучшим признали саундтрек фильма "Омерзительная восьмерка" Тарантино, написанный непревзойденным Эннио Морриконе. Показательно, что за всю свою почти 70-летнюю карьеру Морриконе имеет лишь один почетный "Оскар" и ни одного персонального. Свою речь великий композитор произнес на родном итальянском языке. Сегодня ему 87, и ему по-прежнему мало равных. Безусловно, один из самых трогательных моментов церемонии. Российские зрители переживали за нашего известного мультипликатора Константина Бронзита и его анимационную короткометражку "Мы не можем жить без космоса". Это вторая попытка аниматора получить позолоченную статуэтку. Первый раз был в 2007-м, когда академики отметили номинацией "Уборную историю – любовную историю". Тем не менее во второй раз мультипликатор вернулся без "Оскара". Но можно быть уверенным, что рано или поздно Константин Бронзит будет стоять на сцене со статуэткой в руке, произнося благодарственную речь.

ДНИ в Telegram