Современные матери превратились в монстров

Фото: GLOBAL LOOK press/Christian Vorhofer
Большинство людей убеждены, что женщины рождаются идеальными матерями. Мадонна с младенцем и красивая реклама подгузников по ТВ формируют и подпитывают стереотипы, несмотря на различие своих художественных достоинств: материнство ассоциируется с безмятежностью, спокойствием, легкостью и простотой общения двух сердец. Однако меня занимает вопрос: почему убийства детей буквально 20 лет назад были редкостью?

Сейчас мы видим как минимум одну новость в неделю или об издевательстве над младенцем, или об оставлении его без ухода, или даже об убийстве матерью новорожденного. Что происходит в жизни этих женщин, что убийство кажется им самым простым решением проблемы?

Только что закончился суд над Светланой Артемьевой из Челябинской области, избившей трехмесячную дочь. Девочка чудом выжила. Во время следствия выяснилось, что 12 лет назад Светлана уже была осуждена – за убийство новорожденного сына. Тогда она получила всего лишь два года колонии-поселения. Суд счел смягчающим обстоятельством тот факт, что женщина находилась в состоянии послеродового психоза. Разве не нужно было уже тогда поставить ее на учет в психоневрологический диспансер и оказать необходимую помощь? Почему за человеком, совершающим попытку самоубийства, пристально наблюдают, а женщина, которая убила ребенка в состоянии психоза, остается без помощи психотерапевта и становится матерью снова и снова?

Фото: GLOBAL LOOK press/Oleksiy Maksymenko

Дело не только в несогласованности действий, а в том, что в России отсутствует профилактика преступлений, помощи и надзора. У нас существует только наказание. Мы ждем, пока произойдет трагедия, чтобы начать принимать какие-то меры. Почему?

Отношение к советской психиатрии как к карательной привело к разрушению системы помощи нуждающимся в ней, и в качестве сомнительного наследия попало в современную Россию. Никто не говорит о принудительном лечении без приговора суда. Однако в ситуации с убийством или нанесением телесных повреждений в состоянии постродового психоза решение лежит на поверхности. Убийство нежеланного ребенка, месть супругу и жестокое обращение, которое приводит к гибели невинного существа, – самые распространенные преступления такого типа во всем мире. Они не всегда являются последствием психического заболевания, но почти всегда – результатом психологической незрелости, инфантилизма, перенесенной в детстве травмы или насилия в семье, неготовности к родам и воспитанию детей. Поэтому не должно назначаться наказание без помощи психиатра и последующего многолетнего наблюдения у психотерапевта.

Однажды наткнулся на женском форуме на большую дискуссию на тему "Мне стыдно, но я не люблю своего ребенка". Мы, люди, уверенные, что женщина обожает свое дитя по факту самого его рождения, не можем себе представить, что такое возможно. Не можем понять, что и любви, и заботе тоже нужно учиться. В патриархальных семьях это воспитывалось на примерах. А сейчас?

Жизнь показывает, что идеальные беспроблемные семьи существуют только на телеэкране и в глянцевых журналах. В остальном же граф Толстой был совершенно прав: "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему". В битве физиологии и психологии против культуры и воспитания вторые, к сожалению, слишком часто проигрывают.

Человек – это не только сеть социальных связей, но и безудержный коктейль гормонов. После родов женщина сначала испытывает кратковременный прилив сил вследствие выработки мозгом окситоцина, снимающего чувство тревоги. Но за шквалом положительных эмоций наступают спад настроения и тревога. И такое бывает даже с весьма благополучными в других отношениях дамами.

После родов, когда схлынула волна поздравлений, внимания и подарков, начинаются "трудовые будни": ребенок не спит, бывает, не ест (или, напротив, постоянно требует кормления), женщина устает, выматывается, часто не понимая, что ей делать. В этот момент очень важны помощь и одобрение близких, чтобы поддерживать в родильнице состояние защищенности. А самое главное – важно их понимание и принятие того факта, что гормональные всплески и перепады настроения – это нормально и скоро пройдет.

Фото: GLOBAL LOOK press/Martin Pohner

Роды – это, безусловно, стресс, который не проходит для организма бесследно. Другое дело, будет ли это кратковременный спад настроения, с которым женщина достаточно быстро справится, или многомесячное состояние, способное сказаться и на развитии ребенка, и на благополучии всей семьи. Медики не часто назначают молодым мамам консультацию психолога, чтобы не волновать их лишний раз. Но если врач становится советчиком и другом, то многих неприятных ситуаций удается избежать.

Послеродовая депрессия – вполне обычное явление. И если на него не накладываются, так сказать, "отягчающие" обстоятельства в виде непонимания со стороны близких, упреков и обесценивания ее труда, женщина привыкает к новой роли и новому статусу, учится жить по биологическим часам ребенка достаточно быстро. И только тогда, а не после завершения родов становится настоящей, любящей и заботливой матерью.

ДНИ в Telegram