Выход из зоны комфорта

Наблюдая за тем, как меняется Госдума, в который раз убеждаюсь в том, что нет ничего невозможного. Еще каких-то несколько лет назад в разговоре с одним из экспертов он убеждал меня в том, что Дума как институт представительной власти себя дискредитировала, став придатком власти исполнительной, и этот процесс, на его взгляд, носил необратимый характер.

Спорить с ним было довольно-таки сложно, поскольку среди аргументов звучали такие, как: "Они принимают пачками законы из правительства, собственной инициативы фактически ноль", "Им ничего не нужно, посмотри на количество сидящих в зале" и т.д. При этом, даже если убрать в сторону эти во многом эмоциональные тезисы,  было очевидно, что Дума как общность 450 депутатов находилась в расслабленном состоянии и, если так можно выразиться, в зоне излишнего комфорта.

Сегодня же мы видим абсолютно другой парламент – ориентированный на ежедневную и сложную работу, усиление представительной функции, чего очень не хватало прошлым созывам, с жесткими, но разумными и, что немаловажно, разделяемыми всеми фракциями правилами деятельности каждого депутата. По сути, прошел всего месяц работы нового созыва, однако мы видим, как народные избранники сидят на своих рабочих местах и по 10 часов обсуждают законопроекты.

Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Доходит до смешного, думская инфраструктура оказалась не готова к такой активности – не всем депутатам удается попасть в зал заседания на лифте. Некоторые депутаты просят обеспечить их питьевой водой, чтобы не терять время и продолжать обсуждать принимаемые законы.

Мог ли себе кто-то представить, что такое возможно, ну, например, еще в начале сентября? Навряд ли.

Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС
 

Безусловно, все это произошло не на пустом месте, не без основательных изменений в регламенте Госдумы. Если раньше трудовой месяц у депутатов был разделен на одну неделю работы в регионах, одну – на работу в комитетах и две – для пленарных заседаний, то теперь график стал насыщеннее – пленарные заседания проводятся в течение трех недель плюс неделя на работу в регионах. 

Отменено голосование по доверенности, на очереди введение штрафов за пропуски без уважительных причин. За лидерами фракций закреплено право приоритетного выступления на пленарных заседаниях, закрылась возможность для "туристических" зарубежных командировок.

Из последнего – введение обязанности личного участия парламентариев в работе с обращениями граждан. Если раньше депутат мог направить письмо в соответствующий профильный комитет и попросить аппарат дать ответ, то с введением изменений парламентарий может запросить нужную информацию в комитете, но будет должен сам ответить на поступившее ему обращение.

Таким образом, народный избранник будет не только лично участвовать в рассмотрении просьбы или решении проблемы, но и нести персональную ответственность за документ, под которым была поставлена его подпись. При этом, как мне кажется, необходимо отдельно подчеркнуть тот факт, что все эти изменения перед утверждением обязательно обсуждаются с фракциями, получают одобрение и только потом выносятся на голосование.

Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

То есть это все же не насильственное принуждение, а заключение коллективного договора о новых правилах игры. А то тут уже начали раздаваться голоса жалеющих наших депутатов – дескать, Вячеслав Володин вводит армейские порядки, караул. Отнюдь, это не армейские порядки, это то, как и должны всегда работать народные избранники.

Собственно, самим избирателям, судя по всем свежим социологическим замерам, такая Госдума пришлась по душе. Тут и фактически единодушное одобрение населением изменений в регламенте, и, как следствие, зафиксированный социологами рост доверия к самой нижней палате российского парламента. 

Шоу-бизнес в Telegram