Не будем обольщаться – словом "пророссийский" на Западе называли и экс-президента Украины Януковича, с чьей легкой руки "Незалежная" и ушла под Евросоюз. И социалист Додон, и генерал Радев, новые главы бедных постсоветской и восточноевропейской стран, хоть и провозглашают своими приоритетами восстановление связей с Россией, но сразу в объятия конечно не бросятся, и Крым не признают, опасаясь потерять Приднестровье. У них более приземленные цели – российский рынок, еще помнящий засилье дешевых молдавских вин и коньяков типа "Дойна", и вкус болгарских консервированных овощей и фруктов.
А взамен новоизбранные предлагают снять с России санкции (как это уже пыталась сделать Греция): дескать, вы нам откроете рынок, а мы вам дадим политическую поддержку, даром что и Греция, и Болгария – члены НАТО. Уж сам Обама лично пообещал грекам заступиться перед кредиторами, если будут себя хорошо вести и не станут дружить с русскими, а также перестанут пускать к себе наши военные корабли для дозаправки.
То есть и для России, и всего Таможенного союза, это все-таки маленькая победа. Такой ход не остался незамеченным в Европе, которая теперь будет бороться не только с телеканалом "RT" или с православной церковью, но и с прозелитизмом в виде перетаскивания в российскую веру малых стран Евросоюза и кандидатов в оные. Конечно Молдавия крепко привязана к той же Румынии, а болгарские "братушки" живут на евросодержании, растеряв собственные производственные мощности, и непрерывно грозясь сбивать российские самолеты по примеру Турции. Однако уже и Турция просится в ШОС, намекая американцам, что она – "девушка свободная", и у нее есть выбор.
Вообще-то обе страны-беглянки – с парламентской формой правления, то есть президент там не такая уж важная птица. Однако на эти посты ангажировались две евро-дамы, Майя Санду и Цецка Цачева, но не прошли. То есть народ в постсоветских республиках, отколовшихся от России, постепенно понимает, что европейский путь далеко их не уведет. А вот в тех странах, которые с нами пока что тесно связаны – в той же Белоруссии, члене союзного российско-белорусского государства – наблюдается брожение в "другую сторону". И от таких разговоров, как мы помним, и начинался украинский майдан. Да что там майдан – все конфликты и войны на территории бывшего СССР и окрестностей, от армяно-азербайджанской до югославской. То есть пока мы затягиваем в Евразийский союз одних, надо смотреть, как бы не "сбежали" другие.
Каждый раз, когда где-нибудь в странах бывшего соцлагеря или самого Союза приходил к власти оппозиционный предыдущему кандидат, мы часто наивно полагали, что если уж прежний лидер был против России, то уж новый-то обязательно "за", и пытались наладить с ним связи. Но, как правило, сильно обжигались – новый кандидат не видел иного пути, кроме как на Запад. Так было и в Грузии с заменой Саакашвили на Иванишвили, и в Прибалтике с ее агрессивными дамами-президентами. Сейчас мы радуемся победе мистера Трампа, думая, что белый реакционер-республиканец, сторонник грубой силы, поможет нам больше, чем демократичная Хиллари или разговорчивый Обама, считавшийся в Штатах слабаком. Конечно, вода камень точит, лед тронулся и процесс будто бы пошел – все кто стоял на международной арене "к нам задом", теперь поворачиваются "передом". Вопрос только в том, надолго ли они поворачиваются, а главное – зачем?
Янукович, например, хотел купить украинцам на российские кредиты билет в Европу, и это ему почти удалось. И пока толпа очередных недовольных деятелей выходит на новый майдан в Киеве, возможно, что болгарские "братушки", и молдаване, тоже желают купить на наши деньги европейский билет. И первый визит в Москву того же Додона может стать как раз первой попыткой "сохраняя добрососедские отношения с ЕС" немножко подоить и северную добрую дойную корову. То есть тут, как никогда, важна бдительность. Ну а положительные намерения и признание Крыма хоть и "де-факто" мы конечно приветствуем.