Почему России нужна настоящая безработица

Фото: GLOBAL LOOK press/N. Hochheimer
Глава основного экономического регулятора страны Эльвира Набиуллина в последнее время подвергается резкой критике СМИ и общественности. Возможно, это происходит потому, что в правительстве нужен "козел отпущения", возможно потому, что те тезисы, которые она доносит до общественности, не всегда сформулированы в понятном большинству ключе.

А разобраться в этой правоте почему-то никто не хочет. Вот как трактуют ее слова некоторые СМИ: "Поразительное признание главы Центробанка. Эльвира Набиуллина сегодня заявила, что снизить ключевую ставку можно. Но только за счет обеднения населения России. Главной проблемой страны она считает инфляцию. А другие вопросы отходят на второй план!"

Слово "инфляция" у всех, как говорится, на языке. Несколько дней назад глава ЦБРФ назвала инфляцию основной проблемой россиян. Действительно, жить в условиях инфляции очень тяжело. В глазах обычных людей это выглядит так: раньше на эти деньги ему в супермаркете тележку полную до краев, а теперь за эти же самые деньги лежит на донышке. И это понятно, всем денег не хватает.

Конечно, можно рассуждать о том, что номинальная инфляция 6%, но мы чувствуем ее как 30% – потому что не готовы сидеть на яйцах, молоке, хлебе. Нужно понимать, что Центробанк при всех своих полномочиях – это всего лишь регулирующий орган, который может делать свою работу лучше или хуже, но при этом имеет все-таки опосредованное влияние и не может являться причиной хорошего или плохого развития экономики.

Фото: GLOBAL LOOK press/uwe umst?tter

А что, собственно, с экономикой?

Сначала был Советский Союз с отсутствием частной собственности и законов о ней. Потом был раздел бизнес-активов при полном отсутствии финансово-юридической базы, беспорядках в исполнительной власти и силовых структурах. Затем произошел силовой перераздел. Позднее благодаря нефтяным запасам страна достаточно быстро восстановилась и насытилась, но для этого было необходимо выйти на мировой рынок и торговать сырьем – то есть включиться в систему регулирования международного валютного фонда и подчиниться его правилам, не всегда выгодным для нас. К тому же у России появились обязательства по валютным резервам.

Теперь пора завершать процесс перехода к экономике, основанной на законах о частной собственности. То есть чтобы финансовая, банковская, юридическая и исполнительная системы опирались на внутренние активны страны. Это собственность на недвижимость, которая одновременно послужит залоговым капиталом и станет активом банков, рынок акций российских предприятий и прогнозируемая прибыль (рост ВВП).

Это и есть те самые структурные изменения, о которых говорит Набиуллина: "Сейчас экономический рост блокируется преимущественно структурными факторами". Хорошо, что экономика России смогла вырасти на нефтедолларах, но пора двигаться дальше.

Глава ЦБ также ссылается на экономические индикаторы, в том числе и на безработицу. "…даже при спаде экономики у нас безработица с учетом неполной занятности оставалась стабильной. При этом мы видим (и нас это беспокоит), что заработная плата начала расти быстрее, чем производительность труда. А это, конечно, создает инфляционные эффекты", – говорит Набиуллина.

Фото: GLOBAL LOOK press/Christian Vorhofer

Почему все так боятся этого слова – "безработица": в России не хотят работать, но хотят, чтобы их обеспечивали "доходными местами". Производительность труда в России смехотворно низкая. То, что в любой развитой стране делает один человек, у нас делают трое – почему? Думаете, не умеем? Нет, умеем, но не хотим. К сожалению, первая реакция России на инфляцию – это снижение расходов, люди ужимаются, экономят, но не ищут дополнительный приработок или доход. Другой вариант - работать эффективнее и больше – не приходит на ум.

Я скажу как работодатель (и другие работодатели полностью со мной согласятся): как только начинаешь наемному сотруднику платить больше, он начинает работать хуже и меньше. Владельцам бизнеса необходимо наличие безработицы, чтобы мы могли требовать эффективности от своих работников.

Следующая проблема – низкий потолок потребления. Наше население не развило фантазию на что тратить деньги. И поэтому при избытке ликвидности (денег в кошельках) и нехватке товаров услуг на рынке, все начинает резко дорожать. Спасибо, что деньги пока дорогие. Если деньги станут дешевые, то состоятельные люди (а их много) станут платить за товары и услуги дороже просто потому, что потратить не на что.

Малое разнообразие услуг и товаров достойного качества в этом относительно большом потребительском сегменте – попросту дефицит предложения для богатых и обеспеченных. Раньше они покупали все за границей – отдых, одежду, обслуживание, мебель, машины. Сейчас усилиями правительства отток капитала за границу сократился в пять раз – но на что тратить в России? Как нам создать сравнимое с Западом качество товаров и услуг внутри страны с таким "проблемным" рынком труда?

Как результат – эти группы потребителей начнут тратить больше на тот скудный ассортимент, который есть. Пример – отдых в Крыму: цены бешеные, качество низкое. То есть цены растут просто так – если этот процесс поощрять, то малообеспеченные захлебнутся совсем. Ну, собственно, Набиуллина об этом и говорит: "Задача снижения инфляции осложняется такими чертами нашей экономики, как неравенство доходов, высокая доля продовольствия и товаров первой необходимости в структуре потребления".

Фото: GLOBAL LOOK press/Petr Chernov

Так что, слава богу, что процесс эмиссии под контролем и на тормозах. Вливание денежной массы в экономику бесполезно, пока народ будет переводить деньги в американские доллары и складывать в кубышку, а не тратить, стимулируя российскую экономику.

Еще одна проблема – это собственное жилье. В России 80% людей – собственники жилья. Здорово? Нет! Переезжать никто не хочет. Переучиваться – тоже. Такая ситуация была в России в 1923 году. Повальная неграмотность. Заводам и фабрикам не хватало рабочих рук, а безграмотные голодали без работы в деревнях, без средств к существованию. Как была решена проблема? Ликбезы и быстрое профессиональное обучение с переселением в города. Сейчас ситуация, конечно, другая, но, по сути, похожая. Огромное количество отраслей задыхается без специалистов, причем без специалистов среднего уровня, обучить которых можно за три-четыре месяца.

Также налицо финансово-юридическая безграмотность. По-другому и не могло быть в стране, в которой не было законов о частной собственности. Шутка ли, кадастр – основной реестр активов страны – по сути, фундамент экономики, введен в действие только в июле 2016 года. Поэтому людям нужны курсы финансовой грамотности, не финансово-экономическое образование, а базовые курсы, которые можно пройти за один-два месяца. Многие не знают, как правильно взять кредит, как сберегать средства, как оборачивать деньги, создавая резервы, как застраховать себя от непредвиденных расходов. Более того, не знают свои права и обязанности в отношении трудоустройства, налогов и социального обеспечения.

Не нужно ставить все с ног на голову и путать причину и следствие. Набиуллина, по сути, сказала, что понижение ставки ЦБ приведет к взрыву инфляции и ухудшению жизни малообеспеченных слоев населения. Когда можно будет ее понижать? Тогда, когда в производстве товаров и услуг внутри страны появится избыток и качество повысится за счет конкуренции. Когда можно будет повышать зарплату? Только тогда, когда можно будет констатировать реальные результаты труда – а не просто платить, чтобы "подкормить" работников. Когда малообеспеченные освоят новые профессии. Когда сотрудники будут держаться за рабочее место, самообразовываться и менять место жительство, перемещаясь в регионы роста индустрии, используя рынок арендного жилья. Когда на рынке арендного жилья появится достаточное количество инвесторов, которые смогут подстроиться под потребность населения, перемещающегося по стране, согласно требованиям экономики. Когда сформируется новое поколение бизнесменов, владеющих современными навыками маркетинга. Когда население научится вкладывать деньги в активы собственной страны. 

ДНИ в Telegram