Механизм обеспечения обязательств применяется на практике очень часто. Как таковое взятие стороной на себя обязательств не дает контрагенту стопроцентных гарантий ее добросовестности, а потому, дополнительное обеспечение того или иного обязательства выступает катализатором установления договорных отношений. По распространенности в практике такой способ обеспечения, как залог уверенно занимает лидирующие позиции, причем зачастую применяется в силу закона.
Сведения о заложенном имуществе представляют особый интерес для общественности, поскольку само применение названного способа обеспечения обязательств, к сожалению, иногда принимает недобросовестную окраску. Например, имеет место сокрытие информации об обременении в отношении имущества недобросовестными продавцами, вследствие чего сведений о залоге приобретаемого имущества покупатель не получает. Такие действия недопустимы в гражданских правоотношениях и на международной арене давно существуют нормы, направленные на борьбу с ними. Речь идет о рекомендациях Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), которая выступает за публичность названных данных.
С 1 октября Россия присоединилась к числу стран, публикующих данные по своего рода "обеспечительным интересам" в открытом доступе. Этому способствовало принятие Федерального закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". К информации, обязательной для опубликования, относятся сведения о договорах лизинга, факторинга, независимые гарантии. Данные сведения будут доступны в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРСФДЮЛ). Безусловно, данное требование коснется только договоров, заключенных после 1 октября 2016 года, и гарантий, выданных после указанной даты.
В отношении договора лизинга из ЕФРСФДЮЛ можно будет получить следующие сведения:
- номер и дату договора;
- сроки лизинга;
- наименования сторон;
- сведения об имуществе, являющемся предметом лизинга.
Что касается факторинга, то в публичном доступе будут даты заключения договора, суммы требования, основания возникновения требования, даты возникновения требования или условий будущего денежного требования, идентификаторов сторон договора.
О выданной независимой гарантии гарант сообщит идентификационные сведения бенефициара и принципала и существенные условия самой гарантии.
Российские законодатели надеются, что озвученные поправки помогут снизить процент мошенничества в сфере договорных отношений, а вместе с этим и экономические риски. Эксперты прогнозируют повышение позиций России в рейтинге благоприятности условий ведения бизнеса – Doing Business.
Кроме того, с 1 октября нынешнего года упорядочено членство юридических лиц в саморегулируемых организациях (СРО), которое является обязательным при осуществлении определенных направлений деятельности (строительство, оценка и так далее). Местом размещения информации о членстве в СРО является все тот же ЕФРСФДЮЛ. Возложение дополнительной обязанности на юридические лица преследует цель снижения рисков для потребителей товаров и услуг различного рода. Ранее проверить членство той или иной компании в СРО было крайне затруднительно, поскольку единого ресурса аккумулирования таких сведений не существовало.
Член СРО теперь обязан представить к публичному доступу информацию о своем наименовании, наименовании СРО, идентификаторах (своем и СРО), свои контактные данные, а также перечислить виды деятельности, которые допускается осуществлять в связи с членством в указанной СРО. Публикация сведений в ЕФРСФДЮЛ является платной. По общему правилу размещение одного сообщения стоит 805 рублей.
Примечательно, что вопрос сроков включения в соответствующий реестр всех вышеперечисленных требований законодатель отдельно не указал. Соответственно, необходимо пользоваться общими правилами порядка формирования и ведения ЕФРСФДЮЛ, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 05.04.2013 г. №178, в которых для размещения публикации отводится 3 рабочих дня.
Специальных мер ответственности за несовершение публикации указанных данных новым законом не предусмотрено, возможно, дальнейшее реформирование продолжится именно в этом направлении.