Почему венчурным проектам лучше работать с национальными инвесторами

Фото: GLOBAL LOOK press/M. Stolt
Когда проект начинает привлекать первое финансирование, то во всем мире это, как правило, деньги от friends and family. На более поздней стадии подключаются бизнес-ангелы и фонды. В России этот процесс идет немного по-другому.

Так как средний класс очень небольшой и зачастую не имеет достаточного количества личных денег, то стартаперы предпочитают в качестве первых инвесторов так называемых "ангелов". Некоторые "ангелы" выполняют весьма пассивную роль, другие же активно участвуют в процессе становления проекта. И, конечно же, в такой тесной и активной работе лучше общаться с людьми, которые имеют схожий менталитет.

Россияне в принципе довольно сильно отличаются от западных людей, поэтому если первая стадия жизни проекта рассчитана на российский рынок или страны СНГ, то, конечно, лучше общаться российскими ангелами или венчурными фондами, работающими с проектами на seed– стадии. Российские ангелы и фонды знают наш рынок, его особенности гораздо лучше иностранцев, больше понимают в секретах маркетинга и связи устанавливают гораздо эффективнее.  Это их большой плюс. В качестве минусов российских инвесторов можно назвать их жадность и желание "отжать по максимуму" по цене. Кроме того, если говорить о ранней стадии, то иностранных фондов, работающих с seed, в России и раньше не было, все же иностранцы предпочитали работать только со зрелыми проектами на поздних стадиях. Так что, резюмируя, можно сказать что для российских стартапов ранней стадии западных денег практически не существует. 

Фото: GLOBAL LOOK press/uwe umst?tter

С конца 2014 года, в связи с санкциями, наложенными на РФ, все западные фонды ушли из страны и прекратили инвестиции в новые проекты. Так что теперь такой альтернативы просто нет. У российских же инвесторов денег в разы меньше, и в качестве метода уменьшения рисков по портфелю многие из них теперь стали рассматривать инвестиции в нероссийские проекты.

Что касается проектов более поздних стадий, то для них существуют только два пути.

Путь первый. Если проект рассчитан на российский рынок, для него сейчас существуют только российские инвесторы. А, следовательно, это очень узкий и ограниченный путь развития на рынке, где мало инвесторов и стратегов. Мы знаем немало примеров успешного развития российских проектов из разных областей, где основную массу инвесторов были российскими. Проект Youdo – успешно развивающийся маркетплейс по курьерским услугам, бытовому ремонту и грузоперевозкам. В образовательной сфере показывает хорошие успехи проект dnevnik.ru – это сеть, обединяющая учеников, родителей, учителей и администрации школ.

Фото: GLOBAL LOOK press/Chris Robbins

Кроме того, неплохо развивается EruditorGroup – платформа по подбору оффлайн-специалистов: тренеров, врачей, профессионалов индустрии красоты. Среди новых медиа очень успешно растет и развивается платформа Anews, объединившая в себе все новости и блоги по России, США, Англии, Бразилии. Очень уверенно себя чувствует на своем сегменте NGINX – веб-сервер и почтовый прокси-сервер, работающий на Unix-подобных операционных системах.

Путь второй. Проект, обкатав успешно свою бизнес-модель в России, начинает выходить на внешние рынки и демонстрирует там некоторые успехи (неважно, в доходах или аудиторных показателях). Именно такая модель развития дает проекту доступ к западным инвестициям и стратегам. Это, конечно, более сложный путь развития, связанный зачастую с переездом фаундера и основных менеджеров на Запад. Тут, конечно, лучше привлекать уже инвестиции западных фондов, лучше знающих свои рынки и  имеющих отличные связи в крупных корпорациях. К числу таких проектов относятся Wrike – система проджект-менеджмента, пришедшая из России в Калифорнию и оттуда продающаяся по всему миру. Или Virool – платформа видеорекламы в интернете, работающая теперь из Штатов на многие страны.

Поэтому для проектов, которые видят свое развитие только в России или в России и СНГ, невзирая на их стадии, конечно же, комфортнее работать с инвесторами-россиянами.

ДНИ в Telegram