Директору зоопарка предлагали помощь с эвакуацией животных, но, несмотря на это, обитателей уссурийского парка оставили в клетках на верную гибель. Не прошло и нескольких дней, как таким же образом пострадали и обитатели зоопарка "Чудесный" в селе Борисовка. Они разделили участь зверей из зоопарка "Зеленый остров": стали жертвами ливневого паводка вследствие прохождения тайфуна "Гони" по территории Приморья.
"Вследствие незаконного бездействия неустановленных лиц из числа сотрудников зоопарков, непринятия ими мер на предотвращение, предупреждение, а также надлежащую ликвидацию последствий тайфуна в период его прохождения, в зоопарках "Чудесный" и ООО "Сапсан" погибло свыше 28 зверей и птиц", – говорится в сообщении прокуратуры, возбудившей два уголовных дела.
Конечно, все понимают, что в чрезвычайных ситуациях, таких, как наводнение, случается всякое. И жертв, наверное, не избежать. Но вышеописанные случаи явно к этому не относятся. Это иначе, как бесчеловечностью по отношению к животным, назвать нельзя.
Я уже говорил о том, что директору "Зеленого острова" предлагали помощь, животных можно было спасти. Предупреждали о возможной гибели животных и активисты: как через соцсети, так и через СМИ. Одна из местных общественниц заявила об этом даже в прямом эфире на радио: "Затопило полностью "Зеленый остров". Медведи, лев живой остался. Они уже на исходе, сил осталось совсем чуть-чуть. Стоят на задних лапках, воды у них по шею. Если они переночуют, они не останутся уже в живых". Но вопреки предсказаниям и прогнозам активистов, мер никаких не предприняли: ни МЧС, ни местная администрация.
В наше время, когда информация, в данном случае предупреждения активистов, распространяется моментально, когда доступны всевозможные оперативные способы оказания помощи, такая бесчеловечность просто удивляет и поражает. Ведь даже в годы войны (а время опаснее назвать сложно) работники зоопарков спасли его обитателей.
С началом Великой Отечественной войны из главного зоопарка страны, Московского, часть наиболее ценных животных сразу же эвакуировали в Свердловский и Сталинградский зоосады и в Кавказский заповедник. А коллектив зоопарка перестроил работу на военный лад. Главное внимание уделяли сохранению животных, изыскивали заменители для дефицитных кормов, строжайшим образом экономили средства, прилагали усилия по обороне зоопарка от налетов вражеской авиации.
Люди чувствовали свою ответственность за тех, кого "приручили". И с нынешними директорами и заведующими они не идут ни в какое сравнение. Директором зоопарка в годы войны был Трофим Ермолаевич Бурделев – ученый-ветеринар, доцент Зооветинститута, решительный, волевой и надежный человек, талантливый организатор, прекрасный специалист. Именно такой руководитель был нужен зоопарку в трудное военное время.
Сегодня таковых, к сожалению, не хватает. Нынешние владельцы зоопарков не видят иной цели, кроме бесконечного извлечения прибыли из животных. Здесь нет места ни жалости, ни состраданию. Ведь в данном случае от директора требовалось только согласие на помощь, активисты бы сами выполнили всю работу, не требуя денег и вознаграждения.
Но безразличие директора оказалось настолько велико, что даже с этой простейшей вещью он не стал, что называется, "заморачиваться", видимо, следуют логике "умрут эти животные, куплю других". И такая модель поведения, к сожалению, – это не единичный случай, а тенденция, закономерность для всего бизнеса зоопарков в России. Поэтому в нынешних чрезвычайных ситуациях мы вынуждены наблюдать гибель и страдания животных, а не их спасение.