Своего медведя не отдадим?

Фото: GLOBAL LOOK press
Русский медведь – образ, которым боятся и восхищаются. Вот только вопрос, а как мы сами относимся к данному символу, а если точнее – к самому зверю?

Совсем недавно, 4 февраля, суд города Сочи постановил изъять у владельца ресторана двух медведей, ставших объектами для жестоких забав. Диких зверей, по словам небезразличных граждан, хозяева содержали в замусоренных клетках, а посетители ресторана помимо "простых" издевательств ослепляли животных фарами автомобилей и заставляли пить алкоголь. Результат – двое полуживых косолапых, один из которых ослеп.

Возмущенные таким бесчинством люди проводили пикеты, собирали подписи, распространяли информацию по социальным сетям и блогам, направляли жалобы в различные инстанции. Однако компетентные органы не могли предпринять серьезных действий в виду того, что медведи являются законной собственностью хозяина.

Благодаря вмешательству Общественной палаты ситуация более-менее разрешилась. Теперь остается надежда, что медведей отправят в специализированный приют для диких животных, где они получат необходимый уход, потому что, ясное дело, в диких условиях им уже не выжить.

Это частный случай, который, можно сказать, позитивно разрешился. Но небезразличные граждане сейчас пытаются освободить, по меньшей мере, еще десяток медведей, не считая других животных, которые ради коммерческой выгоды своего хозяина должны жить на бензозаправках или в увеселительных заведениях.

Так, Министерство природных ресурсов рапортует, что только за декабрь они получили более 300 жалоб от граждан на жестокое обращение с медведями из разных городов России. Быстрый поиск в интернете по запросам "медведь на заправке", "медведь в ресторане" и тому подобным выдает множество разнообразных новостных заголовков, обсуждений на различных форумах и онлайн-петиций.

1. "В конце 2014 года разразился скандал, когда недалеко от трассы Самара – Тольятти волонтеры нашли клетки с двумя медведями, которые находились на грани истощения. Как выяснилось, медведи Миша и Дема жили в клетке уже три года, а их хозяин использовал зверей для натаскивания охотничьих собак. Несмотря на то что к делу подключилась прокуратура, обвинения владельцу так и не предъявили ввиду отсутствия законодательной базы. При помощи волонтеров медведей перевезли в приют в Хотеичах (около 80 километров от Москвы)". С мертвой точки дело тогда сдвинулось только из-за сотни с лишним тысяч подписей, собранных в интернете под петицией на имя губернатора Самарской области, многочисленных обращений граждан и общественных организаций и, что самое важное, реальной поддержки десятков обычных людей, которые помогли организовать изъятие и перевозку животных в приют в Подмосковье.

2. "В 2012 году в Киселевске местный владелец сети заправок в течение нескольких лет держал трех медведей Машу, Свету и Антона в клетках. Животные находились в ужасных условиях и сильно исхудали, после того как их обнаружили зоозащитники и в ситуацию вмешались местные власти, медведей изъяли у предпринимателя".

3. "Дагестан: На одной из сельских заправок медведицу морят голодом и содержат в жестоких условиях, но помочь некому".

4. "В центральном люберецком парке от голода, холода и болячек погибает медведица Маша". Для помощи даже организована группа в социальных сетях и онлайн-петиция. Но результатов пока нет.

5. "В Оренбургской области выросшие в неволе медведи оказались никому не нужны. Две взрослые медведицы ищут новый дом. Семь лет рядом с придорожным кафе хищниц держали в вольере. Хозяин решил продать заведение, а косолапых пристроить в добрые руки. Но оказалось, что забрать животных готовы лишь скорняки...".

Среди этих историй помимо просто содержания в ненадлежащих условиях в клетке при заведении общепита или бензоколонке для развлечения посетителей также очень часто фигурируют такие термины как "притравка" или "притравочная станция". Это зачастую один из способов для владельца животного получить дополнительную прибыль. За немалую плату владелец медведя (или другого дикого животного) предлагает охотникам натаскать своих собак на зверя, сидящего на цепи.

Для полноты картины вспомним и машинистов тепловоза из Норильска, которые, преисполненные куража, на полной скорости протаранили "хозяина тайги".

А в первую неделю февраля в Подмосковье нашли частный питомник, в котором содержались животные на реализацию, среди которых попались и краснокнижные виды. Естественно, никаких документов на зверей не было, а сотрудники питомника не смогли рассказать о появлении у них экзотических видов. Так вот, за голову медвежонка там просили всего лишь 80 тысяч рублей.

Кто-то может возразить, что, да, издевательство над животными – это плохо, но в целом медведей у нас много, так что ничего страшного. Однако это совершенно не так. По последним подсчетам, популяция бурых медведей в России составляет 120 тысяч особей. Бурый медведь занесен в международную Красную Книгу как вид "под угрозой исчезновения". Потомство медведи приносят раз в два-четыре года, по два-три, в редких случаях – пять медвежат. При этом, далеко не все они выживают из-за уничтожения мест обитания, а также охоты и браконьерства.

В 2011 году был введен запрет на зимнюю охоту на медведей, спящих в берлогах, однако подобное браконьерство до сих пор распространено. До введения этого запрета в России каждый год проводилось более двух тысяч охот на медведя в берлоге, в результате чего погибали сотни медведиц и новорожденных детенышей. Раньше было разрешено отстреливать всех животных, находящихся в одной берлоге. Это означало, что даже медведица с несколькими медвежатами, рожденными неделю или месяц назад, могла погибнуть от рук охотников вполне легально. При этом поиски хотя бы примерной статистики по тому, сколько у нас отстреливают медведей в год, особым успехом не венчаются, а что уж говорить про браконьерство.

Конечно, ради справедливости необходимо отметить, что совсем другое дело – убийство медведя из самообороны. Ведь не редки случаи выходов косолапых к деревням или нападения их на туристов или исследователей. Также можно понять охоту на медведя или самооборону со сторону обитателей Крайнего Севера, погруженных в традиционный образ жизни. Для них убийство медведя может быть фактором физического и культурного выживания, но никак не для жителя индустриального города, который отправляется на охоту ради собственного развлечения или для подтверждения абстрактной "мужицкости". И уж тем более никак нельзя оправдать тех, кто держит медведей в клетках для сомнительного развлечения клиентов ресторана.

В чем же причина, что мы так восхищаемся медведем на картинках и совершенно не ценим его живого? Здесь много аспектов, но все же основная причина – отсутствие закона об этичном обращении с животными. Конечно, есть ответственность за жесткое обращение с животными, правда, не все прецеденты подпадают под нее. Опять же, по причине отсутствия вышеуказанного закона, который был бы основополагающим. Данного рода законы вполне функционируют не только в странах запада, но и востока. К слову, даже братская республика Беларусь задумалась о принятии данного правового акта. Вопрос теперь только за законодателями. А то такими темпами будет ли кому Тайгу свою сберегать?

Шоу-бизнес в Telegram