ЕС строит козни российскому автопрому

Фото: lada.ru
Евросоюз заподозрил Россию в нарушении правил Всемирной торговой организации. Нашу страну обвинили в незаконном выделении субсидий на поддержку автопрома.

Евросоюз направил письмо в комитет по субсидиям и компенсационным мерам ВТО. Его авторы предположили, что Россия нарушает нормы международной организации, субсидируя отечественную автомобильную промышленность. Они оспорили законность постановления российского правительства, регламентирующего предоставление подобных субсидий.

"Может ли Россия уточнить, почему эта мера направлена только на российских крупных производителей автомобилей? Может ли Россия объяснить, как эта схема согласуется с правилами ВТО, в частности с положениями Соглашения по субсидиям (ASCM)?" – говорится в письме.

Документ, о котором идет речь, делит субсидии на допустимые и запрещенные. К числу вторых относятся экспортные субсидии и те, что направлены на поощрение использования отечественных товаров вместо импортных.

В Минэкономразвития, которое взаимодействует с ВТО, отвергли эти претензии. "Вопросы касаются мер поддержки российского автопрома и не связаны непосредственно с инвестиционным режимом в автомобильном секторе. Меры, о которых говорит ЕС, не содержат требований по использованию отечественных товаров, поэтому не предоставляют для таких товаров более льготный режим, чем для импортных. Следовательно, российские меры полностью соответствуют обязательствам России в ВТО", – заявила помощник главы ведомства Елена Лашкина.

Российские власти не нарушали нормы ВТО, уверен управляющий партнер консалтинговой группы компаний Kirikov Group Даниил Кириков. "Субсидии не привязаны формально или фактически к увеличению экспорта или развертыванию импортозамещения, что нарушало бы третью статью соглашения. Автопром не получает средств на возмещение эксплуатационных убытков. Речь идет о закупке комплектующих и красок, а также о покрытии авансовых платежей лизинговых компаний", – сказал эксперт.

Государство как участник имеет право финансово поддерживать свои дочерние структуры, выступая в качестве полноправного хозяйствующего субъекта, считает глава московского офиса Urus Advisory Алексей Панин. "Однако претензии ЕС могут иметь определенный смысл, если речь идет о мерах административной поддержки: пошлинах, заградительных барьерах, требованиях по локализации производства и любых иных ограничениях, которые препятствуют допуску европейских компаний на российский рынок", – отметил он.

Действующие меры государственной поддержки распространяются на весь российский автопром, включая тех иностранных производителей, которые локализовали в России свое производство. К ним относятся Renault, Nissan, Toyota и другие, сообщил вице-президент по внутренним и внешним коммуникациям "АвтоВАЗа" Раф Шакиров.

"В этом никаких предпочтений со стороны государства не было. Господдержка помогла авторынку не просесть так сильно, как он мог бы просесть без нее. Что касается политики государства относительно производства в своей стране, все национальные правительства стремятся к тому, чтобы росло собственное производство, были обеспечены рабочие места, происходила передача технологий и так далее. Это общемировая практика промышленной политики. Поэтому в данном случае просто создаются условия для того, чтобы производители переводили свое производство в Россию", – пояснил Шакиров.

Евросоюз обратился в ВТО в интересах крупнейших автомобильных концернов, предположил первый зампред комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Николай Арефьев. "То, что мы сегодня защищаем свой рынок, абсолютно нормально. Естественно, Евросоюз обеспокоен своим рынком, поскольку их компании, импортирующие автомобили в нашу страну, например, Mercedes, Ford, понесут большие убытки, ведь у них сократится сбыт", – отметил депутат.

Подпишись в Telegram