Мечту летать сдали в металлолом

None
На
протяжении четверти века корпорация Chrysler работала над созданием практичной "реактивной машины", тратя миллионы долларов на газотурбинные двигатели, которые окончили свою жизнь на площадке для металлолома. Первые эксперименты с газотурбинными моторами "Крайслер" осуществил еще в конце 1940-х годов, однако, их результаты остались в секрете - ведь заказчиком выступали ВМС США. В марте 1954 года Chrysler обнародовал данные о разработке и успешных дорожных тестах спорт-купе дочерней марки Plymouth, на которое установили газотурбинный двигатель. В июне того же года автомобиль показали на открытии испытательного полигона Chrysler Engineering Proving Grounds около Челси, штат Мичиган. Два года спустя, другой Plymouth, четырехдверный седан 1956 модельного года, оснащенный газовой турбиной, пересек континент, проехав более 3 тысяч миль от здания Chrysler Building в Нью-Йорке до здания городского совета Лос-Анджелеса за четыре дня. Автомобиль проезжал на одном галлоне топлива 13 миль, то есть тратил около 18-19 литров на 100 километров пути. С 1960 до 1962 года Chrysler продолжил модифицировать модельный ряд Plymouth, оснащая их различными газотурбинными двигателями. Эти моторы, по сравнению, с моделью 1954 года сделали большой рывок вперед: они были компактнее и выдавали большую мощность. В конце концов, эта разработка превратилась в большой эксперимент. В 1963 году компания построила 55 газотурбинных автомобилей Chrysler Corporation Turbine Cars и бесплатно предоставила 45 экземпляров "среднестатистическим американцам" на три месяца. Единственное условие заключалось в том, что в конце каждой недели водители должны были информировать испытательный центр Chrysler о результатах длительного тест-драйва. Более 200 семей откликнулись на предложение Chrysler и за два года действия программы они вместе проехали более миллиона миль на уникальных "реактивных" автомобилях, стильный дизайн кузова которых разрабатывало и производило итальянское дизайн-ателье Ghia. #{quote2} Две турбины вместо привычного двигателя внутреннего сгорания раскручивались до умопомрачительных 48 тысяч оборотов в минуту, а температура выхлопных газов достигала 500 градусов. Как настоящие реактивные самолеты, они были действительно громкими. Управлять автомобилем было несложно. Нужно было следить за температурой мотора, чтобы она не превышала 900 градусов, а в городском режиме держать стрелку тахометра между 17 и 22 тысячами оборотов. Сумасшедшие цифры, недоступные даже современным моторам "Формулы-1"! Красивые 5-метровые седаны 1963 модельного года выдавали 130 лошадиных сил, а максимальная скорость достигала 185 км/ч. Одно из главных преимуществ двигателя заключалось в том, что в бак можно было заливать практически любое топливо: спирт, керосин, солярку, спиртные напитки, духи и даже масло для жарки - все это машина прекрасно переваривала! Но это было время, когда в Америке бензин стоил около 30 центов за галлон, и идея использования альтернативных видов топлива воспринималась как дурацкая шутка.

Водители были без ума от космического облика автомобиля, а также от ровного и легкого управления.

Большинство отчетов о машине были яркими, интересными: водители были без ума от космического облика автомобиля, а также от ровного и легкого управления. В отличие от обычных двигателей, турбинам не требовался прогрев, вибрации были низкими, а расход топлива – приличным, но не самым высоким по тогдашним меркам - около 24 л/100 км. До нефтяного кризиса 1973 года оставалось еще десять беспечных лет... Специалисты из Chrysler не были уверены в том, что сильный шум и проблемы с теплоизоляцией (выхлопными газами можно было легко обжечься) могут быть решены без существенных доработок и поднятия цены на будущий серийный автомобиль, а выпускать его в имевшемся виде не решились. Проект снова лег на чертежную доску. Затем начались проблемы. Седьмое поколение газотурбинных двигателей в 1977 году поставили на модель Dodge Aspen, однако, нехватка топлива в стране и строгие нормы по выбросам вредных веществ, свели на нет существование подобных автомобилей в США. Последним гвоздем в крышке гроба этого проекта стали экономические трудности в самой компании Chrysler, которой пришлось обратиться к правительству за полуторамиллионным займом. Программа газотурбинных двигателей была окончательно закрыта. 46 автомобилей из партии 1963 года были сданы в утиль, дабы не выплачивать ввозную пошлину за итальянские кузова. Лишь несколько машин остались "в живых" и тут же разошлись по музеям и частным коллекциям. Мечта летать по земле осталась мечтою…

ДНИ в Telegram