Специалисты различных ведомств занимаются расследованием причин трагедии шаттла "Колумбия". Выдвигаются различные версии. Наиболее вероятной причиной катастрофы считается технический сбой. Британские газеты поспешили сообщить о том, что катастрофы можно было избежать. Обсуждение проблемы пройдет в американском конгрессе. Официальный представитель ЦРУ сообщил телекомпании "Фокс", что гибель космического корабля, вероятнее всего, вызвана техническим сбоем, передает "Эхо Москвы".
Официальный представитель министерства внутренней безопасности США Гордон Джондрое также заявил журналистам, что "в настоящее время нет признаков" того, что катастрофа шаттла "Колумбия" могла быть результатом теракта. По словам Джондрое, "расследование находится в самом начале" и пока ничего нельзя сказать однозначно о возможных причинах катастрофы.
В Росавиакосмосе выдвигают 4 основные версии причин катастрофы. Во-первых, допускают вероятность того, что к трагедии привело снижение космического аппарата под неправильным углом. Во-вторых, возможно, что произошло повреждение теплоизоляции: фрагмент теплоизоляции отделился от топливного блока, что привело к возгоранию топлива. В-третьих, причиной взрыва могла послужить поломка в системе управления или электрической сети. Четвертый вариант, наименее вероятный – это диверсия или теракт.
В большинстве своем эксперты склоняются к тому, что гибель шаттла связана с каким-то технологическим дефектом изготовления шаттла, как это было и при аварии "Челленджера".
Американский космический корабль "Челленджер" взорвался 28 января 1986 года над мысом Канаверал на высоте около 15 км.
Как полагают эксперты, американские специалисты, видимо, недооценили микротрещины, которые были обнаружены минувшим летом в трубопроводах всех 6 американских шаттлах. По этим трубопроводам подается топливо в двигатели шаттла, и после обнаружения микротрещин были прекращены полеты этих космических "челноков" на два с лишним месяца. Разрушение трубопроводов с возникновением искры могло привести к взрыву топливной системы и разрушению самого шаттла, считают в Росавиакосмосе.
Британские газеты "Guardian" и "Observer" поспешили сообщить о том, что катастрофы можно было избежать. Журналистам удалось побеседовать с бывшим инженером агентства, который не раз пытался предупредить власти о ненадёжности шаттла.
Дон Нельсон – бывший инженер НАСА ушёл в отставку ещё в 99 году. Однако вместо того, чтобы спокойно жить на пенсии он несколько раз пытался предупредить власти об опасности, подстерегающей "Колумбию". Нельсон даже писал президенту Бушу, однако, все его воззвания не возымели действия.
Инженер утверждал, что вопросам безопасности полётов не уделяется достаточно внимания. Нельсон был членом команды, которая занималась техническим совершенствованием космических "челноков" и был в курсе всех его неисправностей. В последнее время полёты челноков не раз откладывались из-за разных поломок, несмотря на постоянное совершенствование корабля. Между тем, по словам специалиста НАСА слишком мало внимания уделялось безопасности экипажа. Из-за общего перерасхода агентства в пять миллиардов долларов, его специалисты воспринимали вопросы безопасности экипажа скорее как что-то второстепенное.
Несколько лет назад в НАСА существовал проект, который предлагал создать специальные спасательные капсулы для членов экипажа шаттла. Однако это программа так никогда и не была разработана.
Катастрофа шаттла "Колумбия" будет обсуждаться в американском конгрессе. Об этом заявила вчера сенатор Кей Бейли Хатчисон, возглавляющая подкомитет по науке, технологии и космосу американского сената. Хатчисон в интервью телеканалу "Фокс-ньюз" подчеркнула, что намерена немедленно провести слушания, чтобы выяснить, не заставили ли сокращения бюджета ослабить меры полетной безопасности.