– Азат, глядя на ваш послужной список, только диву даешься. Талантливый предприниматель, грамотный инвестор, прекрасно разбираетесь во всех тонкостях работы с маркетплейсами, при этом еще основали целую компанию, чтобы помогать другим, и сделали на этом неплохие деньги. Где всему этому можно научиться?
– Ох, меня в каком-то роде сама жизнь научила. Когда я еще был студентом, мама тяжело заболела, а у нее был свой бизнес, оптовая торговля продуктами. Пришлось взять все в свои руки, при этом дела на тот момент шли из рук вон плохо. Разбирался уже по ходу дела, учился на ошибках, пахал целыми днями. Понемногу втянулся, наладил бизнес, но путь этот был тяжелый.
– Правда ли, что идея продвигать на маркетплейсы отечественный бизнес пришла вам в голову на выставке Open Space Market?
– Так и есть. Я побывал там в 2019 году и был поражен. Столько интересных производителей, и ни одного не найти на Amazon. Поговорил с некоторыми из этих бизнесменов, понял, что можно помочь людям найти своего покупателя и за пределами России.
– Первый опыт, насколько я знаю, был удачным. Вы всего за 30 тысяч рублей вывели одну из челябинских компаний на крупнейшие торговые площадки интернета.
– Несмотря на то, что мы запросили довольно скромную сумму, ребята думали целых три месяца. Согласились только, когда у них упали продажи в России, и в итоге не прогадали. Для нас их успех стал сигналом двигаться в этом направлении дальше.
– Вы не раз говорили, что американский рынок самый перспективный. Насколько там востребованы товары из России?
– Америка сейчас – самый крупный рынок потребления. Даже пресловутый Китай немного отстает от нее. Когда я приехал в Америку, я был поражен тем, что там можно продать все. В торговле это действительно страна огромных возможностей. Я не вижу причин не продавать ваш товар американцам на том же Amazon.
– Но все же есть случаи, когда вы изучаете, что может предложить заграничному покупателю ваш клиент и говорите – нет, с этим товаром и с этим будут сложности? И если так, что вы предпринимаете?
– Да, у нас были такие партнеры. Мы честно сказали, у таких-то позиций конкуренция будет слишком высока. Давайте с нуля запустим новый товар. И находили, и продавали. Так что никаких сложностей нет, у нас большой опыт, были разные кейсы.
– Я знаю, что даже по проверенной схеме выходить на Amazon – процесс небыстрый. Многих может отпугнуть мысль о том, что придется ждать несколько месяцев, иногда больше полугода.
– Конечно, надо запастись терпением. Однако нужно понимать, что через пару лет вполне можно раскрутить свой бизнес до солидных оборотов. 2-3 млн долларов – как вам такое? Можно и подождать.
– Какие риски у ваших клиентов? Предположим, он вложил в товар 20 тысяч долларов, но продажи не пошли. Бывало такое в вашей практике?
– Мы действуем осторожно. Первая партия товара не должна стоить больше 5 тысяч долларов. Это максимальная сумма, которую потеряет клиент, если товар, что называется, не взлетит. Я видел, как люди вкладывали с ходу по сотне тысяч долларов и проигрывали. А некоторые уходили в огромный плюс, имея лишь несколько тысяч. Поэтому мы не перестаем изучать феномен спроса и бережем деньги тех, кто нам доверился.
– Значит, сейчас основной вид вашей деятельности – Amazon?
– И основная площадка, и все, что с ней связано. Мы предлагаем различные сервисы для продавцов – от подробной аналитики до листинга. Выводим бренд на Амазон из любой страны, хоть из Бразилии, если захотите. Прошло то время, когда все производство было только в Китае.
Еще у нас есть проект «Амазон-инкубатор», продаем агрегаторам специально созданные вместе с партнерами бренды.
– Я слышал про этот проект, замечательная идея. Как я понимаю, вы в буквальном смысле слова выращиваете маленькие, но многообещающие бренды, которые моментально забирают агрегаторы. Отличный и стабильный бизнес – вложил 20-30 тысяч долларов, подрастил потенциал, продал за несколько миллионов.
– На российском рынке маркетплейсов такой возможности, к сожалению нет. Это связано с некоторыми техническими моментами. Например, нельзя нормально передать покупателю «личный кабинет». Надеюсь, в будущем это изменится и появится какой-нибудь «Озон-инкубатор».
– У вас за плечами сотрудничество более чем с 1,5 тысячами компаний. Опыт колоссальный. Как вы сейчас, оборачиваясь назад, можете оценить свою стратегию «Бей и беги»?
– Эту стратегия, конечно, не мое изобретение, она существует уже почти полтора столетия. Не могу сказать, что она универсальная и всегда приводит к победе. Но мне нравится рисковать ради выигрыша, и пока что все идет хорошо. И для нас, и для наших клиентов.
– Остается пожелать, чтобы вы и дальше успешно развивались и помогали нашим молодым бизнесменам найти свое место в международной торговле.
– Спасибо, будем придерживаться выбранного курса.