Минэкономразвития подготовило итоговую версию законопроекта "О деятельности по взысканию задолженности". Документ, регулирующий деятельность коллекторов, будет внесен в Госдуму в первом полугодии 2016 года, сообщают "Известия".
Законопроект предусматривает введение саморегулирования на коллекторском рынке, передачу в ведение ЦБ надзора за профвзыскателями, а также создание соответствующего госреестра (отсутствующие в нем компании не смогут работать на рынке). Кроме того, в документ прописана обязанность коллекторов общаться с должниками на их родном языке – в том случае, если они не знают русский.
"Если взыскателю известно, что должник не владеет в необходимой степени русским языком, взаимодействие с ним должно осуществляться на языке, которым должник владеет в необходимой степени", – отмечается в законопроекте. Например, коллектор будет обязан разговаривать с киргизом по киргизски, а с грузином – по-грузински или же предоставить соответствующего переводчика.
Кроме того, в документе предусматривается ряд мер, направленных на защиту должников. В частности, им гарантируется защита персональных данных, а также ограниченное общение с коллекторами. О долге заемщикам можно будет напоминать в рабочие дни с 22:00 до 08:00, в выходные и нерабочие праздничные дни с 20:00 до 09:00 по месту жительства.
Кроме того, у коллекторов не будет права на личный контакт с должниками ряда категорий – лицами старше 70 лет, беременными женщинами, матерями детей в возрасте до полутора лет, инвалидами I группы. Взыскателям будет запрещено использовать технические средства, позволяющие скрывать информацию о телефонном номере, с которого осуществляется звонок или направляется сообщение должнику, либо адресе электронной почты, с которой поступает письмо.
Неплательщик сможет отказаться от частых контактов с коллекторами, установив, чтобы с ним связывались не более одного раза в сутки, не более трех раз в неделю, не более десяти раз в месяц. Некоторые эксперты заявили, что данный законопроект нуждается в существенной доработке. В частности, по их мнению, обязательство говорить с должниками на их родном языке приведет только к поощрению недобросовестных неплательщиков. Тем более что оформление кредита осуществляется на русском языке.