Французы в шоке: такого наплыва высокопоставленных чиновников в модных кварталах Парижа не было давно. В Chanel, Dior, Yves Saint Laurent стремятся мужчины и женщины, министры и главы ведомств, которым при дворе Николя Саркози вдруг понадобилось выглядеть как можно лучше и качественнее. Экс-глава МИДа, став президентом, ввел моду на лоск.
Он получил прозвище "блик-блик" ("любитель побрякушек").
Еще его называют "Бонапарт в галстуке", находя значительное внешнее сходство Наполеона и его 26-го преемника на посту главы Французской Республики. Они одинакового роста - 168 см, оба - худощавые, оба обладают стремительной, гарцующей походкой, отрывистой жестикуляцией, обоим свойственен повелительный тон, пиетет к деньгам, любовь к женщинам, а также амбиции на уровне "особой роли в судьбе Европы" и обостренное внимание к своему имиджу.
Для Николя Саркози имидж – не пустой звук. От выбора костюма и солнцезащитных очков до жены. Сейчас французы ропщут по поводу своего рода цензуры - речь идет о том, что комментировать президентскую политику получат право немногие лица, облеченные специальными полномочиями.
Наполеон также известен своим тотальным контролем над СМИ.
Если мы посмотрим на фотогалерею французского президента за 2 с небольшим года пребывания его у власти, то увидим, что
имидж Саркози находится в непрерывном поиске, движении. Он лишен единого знаменателя - и в том , что касается стиля, и в выборе цветового решения, пестрит неточностями, "оговорками", меняющими смысл внешнего высказывания – как, например, коричневые туфли, надетые им к черному протокольному костюму во время визита в Москву (коричневый цвет в официальном имидже – нонсенс, это – элемент повседневного дресс-кода).
Или часы Rolex Daytona, скорее вычурные, чем солидные, или черные солнцезащитные очки какой-нибудь фэшн-марки, которые он запросто надевает с костюмом, – реплика в сторону киногангстеров или кинозвезд - тоже табу для образа политика "при исполнении".
Обозреватели и так уже сравнивают заседания кабинета с Каннским фестивалем. Или желтые шорты для плавания, в которых он засветился недавно.
С одной стороны, подобная шероховатость выбора – производное его темпераментной натуры, импульсивности, с другой стороны – свидетельство неуверенности в себе, коренящейся, как можно предположить, в детстве. Выходец из семьи эмигрантов (венгерские корни, греческие и еврейские), выросший без отца, в довольно стесненных материальных условиях, при этом - в престижном 17-м районе Парижа, был лишен обязательных внешних атрибутов принадлежности к тому кругу, в котором он вращался. Он должен был завоевывать свой статус. Красноречием, коммуникативными свойствами, упорством в достижении целей.
Однако, даже став президентом, он по-прежнему нуждается во внешней точке опоры и ориентируется в своих действиях на оценку окружающих. Известно, что в райдере его выступлений значится трибуна, за которой устанавливается небольшой подиум, чтобы он мог казаться выше.
И там он иногда встает "на носочки". Его обувь имеет двойную высоту подошвы, а каблуки изрядно подбиты, "нарощены".
Посмотрим на его гардероб. Для повседневного гардероба костюмы для Саркози шьет семейное ателье Старков, одевающее французских президентов со времен Шарля де Голля. Для официальных мероприятий предназначены Brioni, по особым случаям Саркози предпочитает Dior. По крою и тканям его стиль можно охарактеризовать как модная классика.
Саркози не смущает слава главного европейского щеголя, ему это нравится как человеку недюжинных амбиций, человеку, стремящемуся быть в центре внимания постоянно. Часто его костюмы выглядят небрежно, имея потертый вид. Что касается цвета, то костюмный ряд разбит на две части – черную и синюю.
Склонность к черному цвету, во-первых, дань моде, во-вторых, желание придать большую весомость своей персоне. Черный цвет - а он и галстуки выбирает очень часто черного или в оттенках черного цвета, причем однотонные, –
это желание придать таинственности своему образу, выглядеть непредсказуемым, усложнить его, установить дистанцию. Произвести впечатление. Это его способ создать более авторитарный вид. Черный галстук для него заменяет красный. В оттенках синего цвета Николя Саркози выглядит более открытым. Гамма варьируется от средней насыщенности до темных оттенков: консерватизм, высокая работоспособность, упорство.
Франция со смешанным чувством наблюдает за трансформацией внешнего облика Николя Саркози
При этом возьмет и мелькнет рубашка бледно-лилового оттенка в полоску, он один из немногих лидеров носит такие рубашки, становясь похожим на среднестатистического управляющего банком или строительной компанией со средними позициями в рейтинге. Выбор кроя рубашек, их рисунка, узел на галстуке - то узкий, то классический, то более широкий – говорит о нем как о человеке эмоционального склада, импульсивном, склонном к переменам настроения, человеке земных радостей.
Франция со смешанным чувством наблюдает за трансформацией внешнего облика Николя Саркози, частью которого, несомненно, является его жена, Карла Бруни, уравновешивающая тягу своего мужа к внешним эффектам. Она вносит в его имидж тот высокий стиль, недостаток которого он ощущает. Это касается не только одежды, а самой манеры вести себя, культуры общения. Он комплексует из-за своего роста – она носит балетки, привыкшая блистать на подиумах - держится в тени своего мужа. Говорят, Саркози сменил пристрастия в музыке и телевизору сегодня предпочитает книги.
Его имидж все же меняет вектор, становясь более сдержанным и даже консервативным, более близким элите. Он прошел определенный этап становления, и во второй половине своего срока демонстрирует готовность стать носителем определенных интеллектуальных и культурных ценностей, свойственных стране великих эстетических традиций.