Основной причиной срыва в баллистический спуск космического корабля "Союз ТМА-11" с первым космонавтом Южной Кореи Ли Со Ен, российским космонавтом Юрием Маленченко и астронавтом НАСА Пэгги Уитсон, возвращавшимися 19 апреля с МКС, явилось запоздалое срабатывание пироболта.
При разделении на отсеки корабля "Союз ТМА-11" космонавты испытали сильнейшие перегрузки, величина которых достигала 9G. Для сравнения - нормой считаются перегрузки в 4 G. Хотя специалисты говорят, что кратковременные перегрузки до 9G не угрожают здоровью и жизни космонавтов. Однако при перегрузке в девять единиц на человека, весившего 80 килограммов, действует сила в 800 килограммов.
"Основная причина сейчас уже установлена. Действительно, один из пяти имеющихся разрывных пороховых пироболтов вовремя не сработал, и разделение на отсеки корабля "Союз" при возвращении на Землю прошло позже, что привело к переходу в баллистический режим спуска, связанный со значительными перегрузками для космонавтов", - сказал глава Роскосмоса Анатолий Перминов.
Вместе с тем Перминов уточнил, что "очень высокая температура при прохождении плазмы - порядка двух тысяч градусов по Цельсию - "так или иначе взорвала бы пироболт, произошло бы отделение и безопасное, хотя и менее комфортное, возвращение экипажа на Землю".
Баллистический спуск в атмосферу отличается от управляемого тем, что в первом случае космонавты испытывают огромные перегрузки.
Хотя предварительная причина срыва в баллистический спуск установлена, наиболее важным является точное выяснение того, почему это произошло уже второй раз подряд. Напомним, что в октябре 2007 года произошел "жесткий баллистический спуск" "Союза ТМА-10" с экипажем 15-й экспедиции МКС и первым космонавтом Малайзии. Как установила комиссия по расследованию, причиной стало повреждение кабеля, соединявшего пульт управления спуском с аппаратурой "Союза". По словам космонавтов, перегрузка нарастала постепенно, но была очень приличная — 8,56 единицы. "После перегрузки в 7G мы перестали докладывать на Землю о самочувствии, чтобы беречь дыхание", - рассказал космонавт Федор Юрчихин на первой после приземления пресс-конференции. Малайзийский космонавт Шейх Музафар Шукор сказал, что у него было такое впечатление "как большой слон давил на грудь".
В настоящее время рассматривается более двенадцати версий для этих двух случаев. Из двенадцати имеющихся версий семь-восемь вариантов уже отпали, на что имеются соответствующие заключения.
Глава Роскосмоса пояснил, что все варианты произошедшего на орбите прорабатываются сейчас на Земле. "Все это проигрывается очень тщательно. Часть испытаний уже прошла, часть - еще не закончена", - сказал он.
В свою очередь, в главном космическом ведомстве США - агентстве NASA довольны темпом и ходом расследования проводимых в России причин второго подряд баллистического спуска космонавтов с МКС.
Заместитель руководителя NASA Билл Герстенмаер побывал в РКК "Энергия", где находится спускаемый аппарат "Союз ТМА-11". Промежуточными результатами работы комиссии по расследованию Герстенмаер остался доволен и сказал, что если бы возглавлял такую комиссию, то "работал бы в точно таком же направлении".
В частности, как убедился представитель NASA, днище корабля не прогорело, как об этом сообщали некоторые специалисты, и на нем осталось достаточное количество теплозащитного покрытия для безопасного возвращения людей на Землю.