Россия и Китай заблокировали принятие в Совете безопасности ООН резолюции по Сирии, воспользовавшись правом вето. Стороны рассчитывают на продолжение усилий международного сообщества по прекращению насилия и выводу Сирии из кризиса.
"Вынесенный на голосование проект резолюции неадекватно отражал сложившиеся в Сирии реалии и посылал несбалансированные сигналы сирийским сторонам", – пояснил на заседании СБ ООН постоянный представитель России во всемирной организации Виталий Чуркин после голосования. По его словам, соавторы резолюции не учли предлагавшиеся Россией формулировки о том, что "сирийская оппозиция должна дистанцироваться от экстремистских группировок, совершающих акты насилия". В ответ западные партнеры сообщили, что просто не хотели "переписывать" инициативу Лиги арабских государств (ЛАГ), которая легла в основу нынешнего проекта резолюции.
Однако Чуркин отметил, что инициатива ЛАГ была выдвинута месяц назад, и с тех пор ситуация изменилась. При этом он отверг упреки в том, что российские поправки были неожиданными и внесены в последний момент. "Мы еще в пятницу предупреждали, что у нас будут поправки", – цитирует его РИА Новости.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров подчеркнул, что он еще 3 февраля направил российские поправки к проекту резолюции госсекретарю США Хиллари Клинтон и постпреду России при ООН, чтобы он довел их до партнеров. "Разумность и объективность этих поправок не должна вызывать ни у кого сомнений", – сообщил глава МИД России.
При этом он отметил, что так называемый "марроканский" проект, предложенный Совету Безопасности, имеет "абсолютно односторонний уклон". "Антиправительственных группировок, которые запугивают гражданское население, пытаются создать кризис в сфере обслуживания, запрещают людям выходить на работу в социальные учреждения и которые, в том числе, занимаются грабежами и мародерством", – пояснил Лавров.
Кроме того, как отметил глава МИД, в тексте резолюции содержится требование к режиму немедленно вывести все части из больших и малых городов. "Эта фраза без увязки с одновременным прекращением бесчинств вооруженных экстремистских групп абсолютно провокационна, потому что ни один уважающий себя президент, как бы к нему ни относиться, не пойдет на то, чтобы без сопротивления отдать вооруженным экстремистам населенные пункты", – констатировал министр.
Второй проблемой Лавров назвал содержащееся в проекте требование отстранения от власти президента Сирии Башара Асада. "Мы уже не раз говорили, что защищаем не Асада, а международное право. Прерогатива Совета Безопасности ООН не предполагает вмешательства во внутренние процессы. Совет Безопасности может поддержать усилия сторон к установлению какого-то диалога и сделать это в форме, которая не будет каким-либо образом предрешать его результаты. Это еще один принципиальный момент, о котором я хотел сказать. Это та вторая проблема, которая пока не позволяет нам позитивно рассматривать текст, вырисовывающийся по итогам обсуждения российского и так называемого "марокканского" проектов", – пояснил глава российского МИД.
Это уже второй раз, когда Россия и Китай, как постоянные члены СБ ООН, не пропускают резолюцию по Сирии, где с марта 2011 года продолжаются столкновения оппозиции и властей. По данным ООН, в результате погибло свыше пяти тысяч человек. Нынешний проект резолюции был составлен 2 февраля после недели интенсивных дискуссий, и его соавторами стали 17 государств, в том числе не входящих в Совет Безопасности. В Москве и Пекине опасаются повторения в Сирии "сценария" Ливии, где при санкционированной ООН поддержке войск НАТО и с разрешения СБ оппозиция смогла свергнуть режим Муамара Каддафи, но стабильность восстановить не удалось.