Федеральное агентство по рыболовству уже несколько лет обсуждает с профессиональным сообществом проект закона, который наконец-то даст импульс к реформированию отрасли. Поправки даже дошли до рассмотрения в Госдуме в первом чтении. При этом документ получил одобрение профильных парламентских комитетов. Однако в дальнейшем процесс неожиданно встал. Несмотря на то, что крупнейшие представители отрасли участвовали в обсуждении предлагаемых изменений, нашлись те, кто занял непримиримую позицию по отношению к предлагаемому законопроекту и всеми силами старается остановить принятие поправок. Речь идет о компаниях, которые сами себя именуют не иначе как "заслуженные деятели отрасли".
В чем же причина столь яростного противостояния? Ведь очевидно, что дальнейшее промедление с реформированием рыбодобывающей промышленности приведет к тому, что ловить рыбу и поставлять ее на российские прилавки попросту будет невозможно. Не стоит забывать, что до 2018 года, когда начнется новое распределение квот, остается совсем мало времени. А между тем уже через пять-семь лет из-за стремительного процесса устаревания флота многие суда пойдут под списание, а те, что останутся, будут катастрофически неэффективны, отставая от иностранных аналогов по производительности в разы.
Несмотря на очевидную необходимость принятия кардинальных решений для спасения отрасли, часть рыбацкого сообщества предпочитает паразитировать на уже существующей инфраструктуре, вместо того чтобы обсуждать пути выхода из кризиса. Одни из наиболее часто употребляемых выражений среди таких рыбопромышленников касаются того, что в России нет проектов, верфей, а Росрыболовство "разваливает отрасль". Интерес этих участников рынка понятен – они предпочитают осваивать квоту в собственных интересах, абсолютно не стремясь развивать внутренний рынок, снижать цены и развивать обработку продукции.
Для того, чтобы застопорить процесс реформирования, в ход идут самые различные методы, в том числе акцент на социальной "вредности" данного законопроекта. В своих выступлениях противники преобразований активно оперируют фразами "мнение трудовых коллективов", "социальная напряженность", "кризис в отрасли" в своих целях. Казалось, когда законопроект наконец-то дошел до Госдумы, победа была уже близка. Но благодаря активному лоббированию своих интересов компании остановили рассмотрение поправок после первого чтения, и документ так и пылится в кабинетах нижней палаты парламента.
Росрыболовство пытается противостоять крупным рыбопромышленникам, заинтересованным в сохранении существующего порядка. Однако заявление федерального агентства о том, что эти представители отрасли просто стараются выжать из нее по максимуму без вложения полученных средств в экономику страны, остается почему-то неуслышанным. Главными целями атаки со стороны несогласных являются несколько положений, которые предусматривают конкретные шаги по выводу промышленного рыболовства из кризиса. Так, например, активное противодействие вызвала норма, предлагающая выделение дополнительных квот компаниям, которые построят суда на российских верфях. Эта новация направлена на развитие строительства и обновление флота в нашей стране. Идея уже давно обсуждается на всех уровнях и получила одобрение, в том числе на Госсовете под председательством Владимира Путина.
Однако воз и ныне там. А ведь сейчас уже около половины судов рыбопромыслового флота достигли или превысили максимальный нормативный срок эксплуатации – 30 и более лет. Ежегодно в утиль отправляется около десятка подобных кораблей. Для переформатирования работы верфей под новые проекты необходимо около трех лет. Еще на этапе обсуждения рыбодобывающие компании поддержали нововведение и даже подписали с судостроителями соглашения о возведении нескольких сотен кораблей.
Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) предлагает увеличить срок строительства судов до пяти лет. Программу предлагается начать с 2019 года. За это время можно ввести в строй 15-17 больших и супертраулеров. ОСК заключила соглашения о намерениях по строительству таких судов с тремя компаниями. Но, по словам директора департамента маркетинга и продаж корпорации Дмитрия Пряхина, все ждут объявления "правил игры". Директор по корпоративным коммуникациям Русской рыбопромышленной компании Илья Власенко подтвердил, что она подписала соглашение: предполагается строить до шести судов, предварительная стоимость траулера – 50-70 миллионов долларов. Одно из условий перехода проекта в практическую плоскость – принятие поправок, чтобы срок окупаемости судна снизился с 20-25 до 10-12 лет.
В настоящее время российские верфи не готовы к размещению необходимых заказов на строительство крупнотоннажных рыболовных судов: не хватает мощностей, опыта, персонала. В качестве способа экономии времени на запуск производства предлагается строительство опытных образцов на зарубежных верфях с активным участием российских специалистов. Это позволит за пару лет отладить процесс производства на российских верфях, получить опыт и технологии, развить производство необходимых частей и оборудования на внутреннем рынке.
Одновременно предлагается пересмотреть и принципы формирования квот за счет снижения явно завышенного объема вылова в научно-исследовательских и контрольных целях, изъятия разрешений у российских компаний, находящихся под контролем иностранцев. Также предлагается лишить квот "квотных рантье", компании, не осваивающие получаемые объемы, неэффективных пользователей. Необходимость изменений в законодательстве для спасения рыболовецкой промышленности очевидна, однако процесс принятия поправок неоправданно затянулся. А это может обойтись отрасли слишком дорого.