Стратегические продукты питания – гречка, мука, пшено и соль – подорожали за месяц более чем на 30%. Это дает правительству право приступить к госрегулированию цен.
Регулировать стоимость самых важных продуктов в России позволяет заработавший с этого года закон о торговле. Согласно этому документу, если в каком-то российском регионе любой социально значимый товар за 30 дней подорожал на треть, правительство вправе на 90 дней ограничить его максимальную цену, пишет сайт газеты "Ведомости".
По состоянию на 23 августа приступить к государственному регулированию цен правительство потенциально может уже в 45 российских субъектах, говорится в подготовленном Минэкономразвития мониторинге продовольственных рынков.
Правовые основания для регулирования цен на еду у властей есть, признает директор департамента Минэкономразвития Александр Пироженко. Однако министерство пока не торопится использовать это свое право и установить максимально возможную цену на эти товары жизненной необходимости. По словам представителя ведомства, для начала необходимо дождаться данных Росстата за весь август, а они будут готовы только после 4 сентября, и только потом проанализировать причины роста.
Если продукты подорожали по объективным причинам, то поспешно регулировать цены не стоит, ведь тогда это может привести к исчезновению товаров с полок, считает глава департамента. Установление максимально возможной цены на еду призвано "сбивать" спекуляции, и в таких случаях Минэкономразвития будет предлагать правительству регулировать цены, сказал он.
Однако пока объективных причин для роста цен не усматривается, все это всего лишь обыкновенные спекуляции на рынке, уверен пресс-секретарь премьер-министра России Владимира Путина Дмитрий Песков. По его мнению, пока о регулировании цен на еду речи не идет, правительству, прежде всего, нужно дождаться выводов Федеральной антимонопольной службы.
Как отметил сотрудник аппарата правительства, к регулированию цен кабинет министров будет подходить крайне осторожно, поскольку это самая крайняя мера, так как таким образом можно спровоцировать дефицит этих товаров. Региональные власти и представители компаний также объясняют рост цен "накрутками" посредников и ажиотажным спросом.