Президент озабочен произволом налоговиков
Владимир Путин озабочен произволом налоговиков. На этой неделе президент встречался с вице-премьером Жуковым, министром финансов Кудриным и его заместителем Шаталовым. Речь шла о мерах по ограничению произвола налоговых чиновников. Проблема в том, что недобросовестные, коррумпированные или же просто некомпетентные налоговики устраивают масштабные проверки коммерческих предприятий, "выкатывая" необоснованные требования. В результате рушится бизнес, теряются рабочие места, портится инвестиционный климат в России. О чистой репутации государства говорить и вовсе не приходится. По итогам встречи 8 февраля президент заявил о своей поддержке предложенных инициатив: "Проверяющая деятельность должна быть упорядочена", - сказал Путин. Таким образом, в ближайшее время, налоговые проверки перестанут служить инструментом выбивания денег из компаний.Естественно, налоговики не выразили восторга по поводу президентских слов. В приватных разговорах они сетуют на трудности работы и опасаются, что сужение их полномочий усложнит работу по наполнению казны. Налогоплательщики, наоборот, восприняли новость с воодушевлением. Они давно жалуются, что руководители налоговых инспекций частенько откровенно "наезжают" на бизнес, предъявляя заведомо завышенные претензии, с тем, чтобы потом за неофициальное "вознаграждение" снизить или вовсе снять убийственные для предприятий требования. Примеров загадочных случаев, труднообъяснимых с рациональной точки зрения, масса. Один из них – тяжба самарских налоговиков с речным транспортным предприятием "Волготанкер". История яркая и масштабная (речь о крупнейшем в своем роде предприятии), и в то же время поучительная – подобное может произойти с любым бизнесом.
Обыкновенная история
Сначала чиновники из самарского Управления Министерства по налогам и сборам проверили компанию за 2001 год, и, ну, типа выяснили, что она в давние времена недоплатила $23 млн. Руководители пароходства не удивились: дело привычное. За последние четыре года между судоходной компанией и областным налоговым управлением состоялось более двухсот судебных процессов, подавляющее большинство которых налоговики с треском проигрывали. Но вскоре поняли, что случай особый. Налоговые чиновники обвинили компанию в незаконном возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость (НДС) на сумму 715 млн. рублей и предъявили еще несколько похожих претензий. Фокус в том, что предмет претензий – правомерность возмещения НДС по услугам, связанным с экспортом, до того не вызывал у самарских мытарей сомнений. Кроме того, вопрос много раз разъяснялся в судебных инстанциях по всей стране – компания перевозит нефть и нефтепродукты, поставляющиеся в итоге за рубеж, все просто. Но в данном случае налоговиками руководили, похоже, некие специфические соображения, доселе неизвестные бизнес-практике. История стала развиваться угрожающе. Власти Самарской области не поддержали действия налоговых органов, что неудивительно: разорение крупных налогоплательщиков лишает областной бюджет огромных денег. Тем не менее, маховик налоговой пресс-машины начал раскрутку. Уже 17 января было арестовано имущество пароходства – здания, склады, вспомогательные корабли пароходства, автомобили и т.д. Ошеломленные транспортники заявили, что начало навигации 2005 года может быть сорвано, в ответ получили обещание налоговиков выставить аналогичный счет еще и за 2002 год. Был в истории один комичный случай. "Волготанкер" добился через Арбитражный суд Самарской области приостановки выплаты предъявленных налоговых претензий. В ответ налоговики сказали, что определение суда для них не имеет значения, потому что оно касается Управления Министерства по налогам и сборам (УМНС), а не Федеральной налоговой службы по Самарской области (УФНС). Дело в том, что в ходе административной реформы летом 2004 года УМНС была упразднена, а ее правопреемницей стала УФНС. Видимо, это такой налоговый юмор: найдите десять отличий между УМНС и УФНС, а судебные решения пусть подождут. Многие не поняли такого юмора. Депутаты астраханской областной Думы (там работают подразделения "Волготанкера") вместе с рабочими обратились к генпрокурору Устинову с просьбой остановить разрушение предприятия. На днях – 8 февраля, по совпадению, как раз когда президент пообещал обуздать налоговый произвол в городах и весях России, – налоговики приостановили списание денег со счетов "Волготанкера" – до решения суда. Вероятно, тяжба продлится еще долго. Сейчас налоговики проверяют компанию за 2002 год, в ближайших планах – проверки за 2003-2004 год. Причина гиперактивности чиновников известна только в виде неофициальных версий. Кто-то говорит, что имеется желание задушить компанию накануне приватизации госпакета ее акций (20% "Волготанкера" принадлежит государству). Кто-то считает, что руками налоговиков транспортников пытаются прижать конкуренты. Некоторые объясняют происходящее вульгарным рэкетом чиновников. В любом случае телодвижения самарских налоговиков наводят инвесторов на тягостные мысли. Например, руководство компании-провайдера сотовой связи "Смартс" обеспокоено немотивированными налоговыми проверкам и подумывает о переносе головного офиса в регион с более разумными чиновниками. Другое крупное предприятие – Самарский подшипниковый завод – из-за постоянных претензий налоговиков тоже всерьез думает о переводе управляющей компании в другой регион – туда, где предпринимателей не обдирают. Подобный вопрос ставит перед собой и руководство "Волготанкера", с уходом которого из Самары в областном бюджете появится огромная дырка. Впрочем, налоговых чиновников это, похоже, мало волнует.Налоговый произвол навсегда?
Чтобы понять, какое значение имеет грузовой речной флот для экономики страны, можно сравнить его с топливом для автомобиля. Скажем, если снять с легковушки коробку передач, машина не поедет, будь у нее даже очень мощный двигатель. Точно также замерзает деятельность тысяч предприятий, зависящих от поставок сырья и материалов или от экспорта их продукции по воде. "Волготанкер" – крупнейший речной "грузовик", системообразующее предприятие в отрасли. Если его "завалить", будет парализована работа сотен предприятий в смежных отраслях. Масштаб проблемы уже вызвал озабоченность на федеральном уровне. Первым забеспокоился руководитель Минтранса Игорь Левитин. Обращения транспортного министерства на днях направлены руководителю Федеральной налоговой службы Анатолию Сердюкову, министру финансов Алексею Кудрину и полпреду президента в Приволжском федеральном округе Сергею Кириенко, на подведомственной территории которого развиваются события. В обращении выражена обеспокоенность как случаем с крупнейшим в России речным пароходством, так, что еще важнее, наметившейся тенденцией "по неверному толкованию налоговыми органами положений транспортного законодательства РФ". Озабоченность руководства Минтранса понятна: система договоров по перевозке экспортных грузов, используемая "Волготанкером", применяется сотнями других предприятий транспорта, причем не только водного, но и железнодорожного, автомобильного и авиационного. Если "творческий подход" самарских налоговиков перекинется на остальных транспортников, транспортные артерии, а вместе с ними и десятки отраслей страны, могут быть парализованы. По сути, частный случай, о котором говорится в данной статье и упоминается в письме Минтранса, ставит вопрос о транспортной составляющей развития национальной экономики. Описанный нами пример показывает, как легко стабильное предприятие может оказаться на грани разорения. И ведь что характерно – речь идет не об олигархической компании, не о большой политике и даже не о налогах. Налоговые вопросы "Волготанкера" всегда решались в рабочем порядке, и проблем не было. Но именно налоговые претензии стали инструментом покушения на огромное предприятие. В качестве исполнителя заказного "наезда" выступили региональные чиновники. Есть в описанной истории другой важный аспект – даже не сам "Волготанкер" и не его смежники, а юридическое поле России. Каждый громкий случай произвола местечковых налоговиков дает юридический прецедент и одновременно сигнал остальным: так делать можно! Скажем, начальник налоговой инспекции в Урюпинском районе следит за ходом скандальной истории вокруг "Волготанкера" и делает вывод: дай-ка я сниму сотню-другую миллионов с кого-нибудь из своих транспортников. Почему бы нет? Ведь другие такое успешно делают – вон какого гиганта "на бабки поставили", и ничего. К тому же денег очень хочется. Ну а если что – и это главное – все равно отвечать не придется. Последнее из сказанного – самое важное. Произвол чиновников в регионах России тем и страшен, что никакой ответственности никто не несет. Чиновник, своеобразно трактующий свои обязанности и полномочия, после всего просто разводит руками: мол, ошибочка вышла. Недобросовестный налоговик может угробить любой бизнес. Сможет ли президент изменить ход разрушительной тенденции раньше, чем налоговые чиновники задушат экономику страны? Видимо, это станет ясно в ближайшее время. Материал подготовил Николай Миронов