Кончаловский далеко не первый раз участвует в Венецианском фестивале. Более того, он практически всегда покидает его не с пустыми руками. Все началось в 1962 году, когда короткометражка юного режиссера "Мальчик и голубь" взяла первое место на конкурсе дебютантов. Потом были и "Золотой лев" за "Иваново детство" Тарковского (Кончаловский был соавтором сценария), и специальный приз жюри за "Дом дураков", и, конечно, приз за лучшую режиссуру (фильм "Белые ночи почтальона Тряпицына").
Чем же "Рай" так отличается от других работ режиссера и что вызвало столь бурное обсуждение? "Рай" – черно-белый двухчасовой фильм, в котором снялись театральные и киноактеры из разных стран. Так, жена Кончаловского Юлия Высоцкая исполнила роль русской аристократки, а театральный актер из Германии Кристиан Клаус – офицера СС. Не оставил никого равнодушным и сюжет.
Фильм посвящен Второй мировой войне, вернее тому, как она повлияла на судьбы отдельных людей. Кончаловский в одном из многочисленных интервью накануне премьеры отметил, что "Рай" повествует не о чем ином, как "о соблазне зла". Пожалуй, это довольно емкое определение, характеризующее основную сюжетную линию – страстное увлечение немецкого офицера русской княгиней. Высоцкая предстает перед зрителем в образе этой самой княгини, погибающей от голода и мучений в концлагере.
И, наконец, важно то, как преподносится зрителю информация. Здесь все, казалось бы, очень просто, но одновременно впечатляюще страшно: ведь персонажи исповедуются на Страшном суде.