Знаменитый российский режиссер Александр Сокуров признался, что его фильм "Фауст", который стал триумфатором 68-го Венецианского кинофестиваля, был для него исследованием национального характера. При этом режиссер предполагал, что никаких наград его картина не получит.
"Это слишком серьезное кино, и такое шумное, глянцевое мероприятие, как Венецианской фестиваль, вряд ли будет способен адекватно оценить фильм", – говорил режиссер. Однако его предположения оказались ошибочными.
В итоге "Фауст" – четвертая и последняя картина в тетралогии Сокурова, посвященной власти (предыдущие фильмы тетралогии – "Молох", "Телец" и "Солнце") – по словам председателя жюри Даррена Аронофски, перевернула сознание каждого, кто ее увидел. Сокуров работал над лентой больше трех лет. Замысел Александра Николаевича родился в 80-м году. И то, что удалось воплотить эту картину в жизнь и закончить с таким триумфом, не может не вызывать радостных чувств.
"Мне было очень важно, что есть немецкий характер не только в лингвистическом и философском смысле, но и в колористическом преломлении", – заявил Сокуров после получения приза. По его словам, готовясь к съемкам, он посмотрел много картин в немецких галереях. "Я проводил исследование колористических предпочтений немецкого характера, опираясь на конечный опыт немецких художников", – признался режиссер.
Сокуров напомнил, что многие вещи, которые сегодняшние режиссеры исследуют с помощью цветокоррекции и прочих приемов, были известны уже Гете. "Я опирался на размышления по цвету и свету самого Гете. Он многое осмыслял: что происходит с цветом при смешении, что происходит, когда появляется источник света", – привел пример мэтр, чья картина отличается очень индивидуальной, неповторимой палитрой. Он также признался, что полюбил своих немецких актеров, показавших высочайший профессиональный класс, и надеется в будущем еще поработать с ними.
Обладатель "Золотого льва" Венецианского кинофестиваля в своей речи после церемонии награждения также призвал радикально реформировать кинофорумы класса А и главное – отказаться от конкурса. "Мне много раз приходилось говорить, что конкурсная система фестивалей класса А себя изжила. Надо придумать новую систему киновыставок и, опираясь на опыт Венеции, создавать именно киновыставки, а не конкурсные соревнования. Конечно, это может не понравиться журналистам. Но, поверьте, меньшинство не всегда заблуждается", – цитирует Сокурова РИА Новости.
Он подчеркнул, что в Венецию приехал "не для того, чтобы получить премию, а для того, чтобы показать картину, дать старт ее жизни, приблизить к людям". "Но произошел тот случай, когда мы оказались поняты. Это бывает не так уж часто", – заметил режиссер.
В своей речи Сокуров также напомнил, что "культура – не роскошь, а абсолютно необходимое основание для развития общества", но "если культура, как и прежде, будет деликатной, мягкой, осторожной и молчаливой, нас проглотят – нас просто не будет". "Нам, обществу, нужно бороться за культуру на всех уровнях", – заключил Сокуров, добавив, что свой фильм не собирается навязывать зрителям с помощью рекламных кампаний. "Фильму зритель не нужен. Это зрителю должен быть нужен фильм", – убежден режиссер.