Великий и ужасный сочинитель страшных сказок Тим Бертон перепридумал на свой лад "Алису в стране чудес" Льюиса Кэрролла. Джонни Депп, Хелена Бонэм Картер и Энн Хэтэуэй в самом безумном гриме за всю свою актерскую карьеру - с 4 марта на российских экранах.
О чем: Алиса Кингсли (Миа Васиковска), 19 лет, не носит чулок и корсетов и с детства страдает навязчивым кошмаром: ей снятся Белый Кролик и бесконечное падение. Тем временем бизнес-партнер умершего отца девушки прочит ей в мужья своего страдающего запорами сына и по случаю собирает в родовом поместье бал. Но когда тот делает предложение руки и сердца, Алисе снова мерещится кролик, и она немедля бросается в кусты.
Упав в Кроличью Нору, девушка оказывается в мире из собственных снов. Дела там плохи: власть захватила Дама Червей (Хелена Бонэм Картер) и без конца сечет головы с плеч. Белый Кролик, Безумный Шляпник (Джонни Депп), Чеширский Кот и прочая разношерстная и разномастная компания ждут не дождутся возвращения Алисы: ей предсказано сразить ужасного Бармаглота и вернуть корону Белой Королеве (Энн Хэтэуэй). Все бы ничего, но Алиса в 19 лет не верит, что она та самая Алиса, про которую все вокруг говорят.
К счастью для кассы фильма, вольности Бертона погребены под изобилием визуальных красивостей
Где-то мы это уже видели: c неоднократных подач Тима Бертона ("Эдвард руки-ножницы", "Чарли и шоколадная фабрика", "Суинни Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит"), а также благодаря приверженности Деппа роли Джека Воробья в "Пиратах Карибского моря" этого актера все труднее воспринимать без грима - как будто в человеческом обличье Джонни и играть-то нечего.
Что-то новенькое: в финале Джонни Депп воздает должное королю поп-музыки Майклу Джексону - правда, в интерпретации Бертона это называется "станцевать джигу-дрыгу".
Фильмы из этой серии: вся коллекция фильмов Тима Бертона и более чем тридцать попыток экранизаций двух кэрролловских "Алис" ("Алисы в Стране чудес" и "Алисы в Зазеркалье"), первая из которых помечена 1903 годом выпуска и доступна в Интернете.
В "Алисе в стране чудес" Тима Бертона прячутся два фильма: тот, который ему действительно хотелось снять, и тот, который от него ждали под брендом Walt Disney. Эта студия либо творит чудеса на ровном месте - создавая суперхит из аттракциона в парке развлечений, либо потрошит литературный источник под экшеновскую стать питерджксеновского "Властелина колец", как это случилось с "Хрониками Нарнии" и теперь с недетской сказкой Льюиса Кэрролла.
Бертон – сказочник, да недобрый, его главные герои - милые сердцу монстры печального образа, приговоренные к одиночеству. И потому в "Алисе" ему часто делается неловко, и в подобные моменты он как будто отходит в сторону и сдается: "О'кей, здесь делаем красиво, здесь хэппи, пусть дети радуются и деньги текут в кассу рекой". Внешне фильм выходит без сучка и задоринки: история о возвращении взрослой Алисы в приключение родом из детства рассказана без заумностей и тайных смыслов, все на поверхности, зло наказано, мораль басни известна. Эту сказочку, вопреки опасениям, можно показывать хоть детсадовскому зрителю - до такой степени "заглазирован" сюжет.
Внутренняя "Алиса" Бертона остается почти за кадром: свою историю он слагает вовсе не от имени белокурой девицы. Его Безумный Шляпник - совсем не кэрролловский персонаж. В этом образе режиссер мешает Питера Пэна с Джокером из "Темного рыцаря": Шляпник одновременно и вечный мальчик, и герой-любовник, и кукловод. А Алиса - его проекция: в ее лице он видит то Вэнди, то Жанну Д'Арк. Этот герой важнее для Бертона по очень простой причине: там, где для Алисы обязателен счастливый конец, безумец с размалеванной под веселого клоуна физиономией Деппа обречен. По крайней мере, хотя бы с одним действующим лицом автор "Сонной лощины" смог разделаться по велению сердца.
К счастью для кассы фильма, вольности Бертона погребены под изобилием визуальных красивостей: страна чудес слишком слащава, чтобы хоть кого-нибудь не то что напугать, но и даже оставить в тоске и печали.