Где-то мы это уже видели: альтернативное развитие событий в ходе Второй мировой войны в рамках 31-го Московского международного кинофестиваля рассказали авторы российско-канадско-японского аниме "Первый отряд". Что-то новенькое: в актерском арсенале Брэда Питта появилась новая краска (см. рецензию). Фильмы из этой серии: весь Тарантино, "Гитлер, капут!" Марюса Вайсберга, "Неуловимые мстители" Эдмонда Кеосаяна. #{video} Это случилось в мае 2009 года. Вундеркинды 90-х, Тарантино и Триер, точно подсмотрев друг другу в сценарные тетрадки, выдали к главному кинофестивалю планеты по притче в главах, каждый едва ли не с финальным росчерком: "Я - Бог". Кинематографический Зевс громыхнул в Каннах устами критиков, фильмы получили по актерскому призу от жюри ("Бесславные ублюдки" - лучшую мужскую роль, "Антихрист" - лучшую женскую), Лазурный берег режиссеры оставили непризнанными в своих последних работах гениями. Обоих, между тем, неоправданно сильно занесло в определении собственного места под солнцем. В "Бесславных ублюдках" Тарантино небрежно подкидывает зрителю тронутые рукой мастера холсты: прописанные местами в спешке, порой - и спрашивается, откуда? - в анекдотической манере пресловутого "Гитлера, капут!", но изредка, справедливости ради, с проблеском былого гения. Однако, собранные вместе, они выдают не только прорехи в сюжете, но и в этот раз избыточно показную манеру режиссера, которая превращает и без того шутовское представление в лубок. Эта стилизация под себя, любимого, нет-нет, да и проглатывает режиссера с потрохами: он мечется от американского вестерна к французской ретродраме с элементами комедии, но, не желая остановиться на чем-то одном, лишь сбивчиво передает приветы с именным тиснением "The best of Тарантино" и нашим, и вашим. Смешит несмешно, пугает нестрашно, воображает незахватывающе - кичится, и только. "Это шедевр", - говорит, выпячивая челюсть, Брэд Питт в финале "Бесславных ублюдков". Двигать челюстью - найденная для него Квентином Тарантино новая актерская краска, и двигает челюстью Брэд Питт беспрестанно. В финале ему, а заодно и Квентину нашему Тарантино хочется сказать уже: ребята, расслабьтесь, поменьше самолюбования - и к вам потянется благодарный зритель. Кинематограф - не более чем великая иллюзия, и божества здесь все равно что миражи, появляются и исчезают по велению зала. Если "Бесславными ублюдками" Тарантино, и правда, намеревался указать на свое место в кинематографическом мироустройстве, то, по иронии судьбы, оказалось оно рядом с "Неуловимыми мстителями". Хотя, опять же справедливости ради, с интонацией в силу идеологических обстоятельств Эдмонд Кеосаян был поточнее. Результат: то ли недобоевик, то ли недодрама от Тарантино, подражательно снятая под Тарантино.