Голливудский дебют южноафриканского режиссера Нила Бломпкампа "Район №9", снятый, по меркам "Фабрики грез", на смешные для фантастического фильма 30 миллионов долларов, за первый прокатный уик-энд в Соединенных Штатах собрал 37 миллионов долларов. Таким образом, по результатам одного американского бокс-офиса 29-летний выходец из Йоханнесбурга доказал, что и скромного бюджета достаточно для привлечения в кинотеатры массового зрителя.
Монстры фантастического жанра "Терминатор: Да придет Спаситель" и "Трансформеры: Месть падших" в июне и в мае выходили в прокат с номинальной стоимостью 200 миллионов долларов, а цена последнего "Гарри Поттера" превзошла их на целых 50 миллионов долларов - сумму, на которую, по примеру "Района №9", мог бы быть снят полноценный фильм. Выходящая 20 августа в российский прокат полуанимационная картина "Миссия Дарвина", к примеру, и та "съела" на своем производстве 85 миллионов долларов, а две полнометражные серии российского "Обитаемого острова" - 37,6 миллиона долларов.
Прецеденты, подобные эффекту, произведенному в американском прокате историей о 28 годах жизни инопланетян на Земле, уже случались на Голливудских Холмах. В 1999 году своих создателей в буквальном смысле озолотил фильм ужасов "Ведьма из Блэр: Курсовая с того света" - тогда-то и была выведена формула успеха низкобюджетного кино.
Хоррор был снят на любительскую камеру, в картине сыграли неизвестные актеры, а сумма затрат на всю авантюру составила, по разным данным, от 500 до 700 тысяч долларов. В январе 2008 года тот же фокус с любительской камерой, правда, уже за 25 миллионов долларов, проделали продюсер Джей Джей Абрамс и режиссер Мэтт Ривз в апокалиптическом ужастике "Монстро".
Как в первом, так и во втором случае картины, по максимуму замаскировавшиеся под реальность, окупились за первый уик-энд проката. "Ведьма из Блэр" за выходные умудрилась напугать американцев на 29 207 381 доллар. За просмотр трясущейся съемки о нападении на Манхеттен чудищ затерянного мира жители Соединенных Штатов выложили 46 146 546 долларов. Спустя полтора года в жанре псевдодокументализма попробовал себя и спродюсированный Питером Джексоном "Район №9".
Однако подобные примеры войдут в историю Голливуда, скорее, в качестве приятных и неожиданных исключений. Те же Джей Джей Абрамс и Питер Джексон, давая зеленый свет малобюджетным проектам, сами предпочитают снимать на более внушительные суммы. Так, полнометражный "Стар Трэк" от Абрамса потянул на 150 миллионов долларов, а на снятого четырьмя годами ранее "Кинг Конга" Джексон израсходовал 207 миллионов долларов.