7 июня в Сочи было объявлено открытие юбилейного, 20-го Открытого российского кинофестиваля "Кинотавр", начатого еще Олегом Янковским вместе с Марком Рудинштейном в далеком 1989 году. Каким стал кинофестиваль без Олега Ивановича, узнали Дни.Ру, побывавшие на церемонии открытия "Кинотавра" в Зимнем театре.
"Вопреки разговорам об экономических обстоятельствах, честно говоря, засевших уже в печенках, "Кинотавр" состоялся", - заключил продюсер и по совместительству председатель попечительского совета фестиваля Александр Роднянский. Он вместе с генеральным продюсером фестиваля Игорем Толстуновым появился на сцене Зимнего театра, чтобы вручить Марку Рудинштейну, отцу-основателю "Кинотавра", почетный приз. "Через пять лет после первого "Кинотавра", увидев свою фамилию напротив "выдающийся", я понял, что чувство юмора фестивалю не изменило", - прокомментировал Рудинштейн хвалебные речи Толстунова и Роднянского.
Не изменило фестивалю и чувство такта. Пустота после ухода из жизни Олега Ивановича Янковского распространилась, кажется, на весь российский кинематограф: на протяжении часа, который длилась церемония открытия, кадры на экранах за спинами артистов и слова выступающих говорили о той боли и потрясении, что испытали поклонники таланта Янковского. Марк Григорьевич начинал славное дело "Кинотавра" 20 лет назад вместе с ним и в этом году впервые поприветствовал зрительный зал в одиночестве.
Прерывал речи ораторов калейдоскоп конкурсных картин да выступление "Чайф" и Мириам Сехон. "Мне пора на покой, я устал быть послом рок-н-ролла в неритмичной стране: где та молодая шпана, что сотрет нас с лица Земли?" – надрывался Владимир Шахрин, и список конкурсантов наводил на мысли о том, что если в русском т.н. "роке" с преемниками худо, то в кинематографе эта ситуация идет на поправку. Например, в один и тот же день зрители смогут увидеть фильм Ивана Дыховичного "Европа-Азия" и киноленту Ивана Вырыпаева "Кислород".
Последний привез на фестиваль и свою короткометражную ленту, не вошедшую в конкурс, зато являющуюся частью фильма-открытия "Короткое замыкание". Кроме Вырыпаева, снявшего импрессионистскую картину о бесполезности понимания и важности чувствования - "Ощущения", – в альманах вошли киноленты и других режиссеров. Кирилл Серебренников перевел тему, заявленную в заглавии, на язык химии, и его короткометражка "Поцелуй креветки", выполненная в кислотной цветовой гамме и с проекцией острого желания гнуть свою линию, повествовала о любви.
Алексей Герман-младший преподнес аудитории свою версию "короткого замыкания", передав буквально смысл словосочетания: крупно написанная небольшая кинолента повествовала о быте психиатрической лечебницы на берегу колючего северного моря, нарушить монолитный покой которого не смеет даже человек со способностями электропроводника. Борис Хлебников и вовсе пригласил на главную роль персонажа из его фильма 2006 года "Свободное плавание", предоставив герою Яценко действовать в предлагаемых обстоятельствах, согласно уже знакомому зрителю характеру. Петр Буслов кинул своего героя в обстоятельства, в которых художественная его душа обратила тело в кусок кровоточащего мяса.
Когда симпатичный киносеанс был закончен, и скучающую публику потянуло на свежий воздух, оказалось, что на фронтальной части Зимнего театра растянуто полотно, на котором сочинцы могли посмотреть фильм Валерия Тодоровского "Стиляги". Звуки из кинофильма и музыки "Чайф" на театральной площади продолжали разноситься по городу, а участники фестиваля переместились на пляж, где организаторы 20-го, юбилейного, "Кинотавра" смогли в более приватной атмосфере поздравить своих гостей со знаменательной датой. На семь интересных дней Сочи станет столицей российского кинематографа.