Самый главный, долгожданный подарок ко дню рождения Гоголя был преподнесен: вышел на экраны фильм Владимира Бортко "Тарас Бульба". Картину посмотрели Дни.Ру, звезды и первые зрители.
О чем: Батько Тарас Бульба (Богдан Ступка) решает показать своим сыновьям Андрею (Игорь Петренко) и Остапу (Владимир Вдовиченков), что такое Запорожская Сечь, да чтобы погуляли они как следует, да смерть пощекотали. Покинув мать, троица отправляется к Сечи, где вместо удалого честного народа видят только пьянство да "поигрывание мышцой". Тарасу Бульбе не по нраву такое положение вещей, и он пытается любыми способами заставить казаков пойти на дело - войной на султана. А тут беда и сама приходит: посланец из куреня Тараса привозит мертвое тело его жены и страшную весточку - ляхи разрушили все его село.
Что-то новенькое: Эротические сцены образца XVI века с участием казака и польской панночки.
Где-то мы это уже видели: Во имя идеи родственные убийства происходили в популярном советском сериале "Вечный зов" (режиссеры Владимир Краснопольский и Валерий Усков).
Фильмы из этой серии: "Тарас Бульба" (1924, Германия, режиссеры Владимир Стрижевский, Иосиф Ермольев), "Тарас Бульба" (1936, Франция, режиссер Алексис Грановски), "Тарас Бульба" (1962, США-Югославия, режиссер Дж. Ли Томпсон).
Экранизации литературных произведений, включенных в обязательную школьную программу, предназначены не только взрослым, но и детям. Если попробовать взглянуть на происходящее в "Тарасе Бульбе" глазами ребенка, первый вопрос, который может возникнуть: "Кто здесь плохой, а кто хороший?" Казаки и ляхи, обуянные идеей, мчатся на конях навстречу врагу и, размахивая шашкой-саблей, не глядя крушат противника справа и слева. Впору составить задачку в духе Григория Остера: один толстый чубатый казак может за раз раскидать семерых шляхтичей, придется ли шляхтичам звать на подмогу Варшавское войско, если толстых казаков, разжегших пламя вокруг польской крепости, меньше голодного войска поляков в 3,5 раза? Но казачья удаль – дело известное.
С массовкой совсем другая беда. Тысяча голых по пояс, потных и усатых статистов, словно заторможенных настоем валерианы, нехотя вонзают оружие в бока противника, тяжело наваливаясь на него и с трудом поднимаясь с колен. Неумелость статистов компенсируется крупными кадрами убийства: шашка входит в тело врага, как в мягкий пирог с ежевичным вареньем, покидает пораженный участок, из раны с хлюпом брызжет кровь.
Необузданная сила, с которой казаки громят ляхов, объясняется одним простым явлением: патриотизм. А за идею и погибнуть не жалко, и счет битым ляхам потерять не страшно, и сына убить можно. Тем более, если последний предается невиданной страсти с польской панночкой. Да как! С разворота вскрывает ее корсет шашкою, срывает с красотки одежду, жмякает обнаженные прелести. На бэкграунде в этот момент играет клавесин или русифисированная версия духовых Морриконе.
Дурному тону должен был наступить конец – и конец этот положен артистами. Богдан Ступка, Игорь Петренко, Владимир Вдовиченков, Михаил Боярский, Борис Хмельницкий, Сергей Дрейден и другие мастера своего дела делают историю, играют Гоголя, живут в кадре. Несмотря на маловразумительные общие планы, все крупные планы сделаны идеально. Бортко нашел лица, типажи, которые, казалось бы, трудно вообразить на сценическом пространстве московских театральных трупп: сухие до самого черепа, с выпирающими скулами, прямыми или крючковатыми носами, глубоко посаженными глазами - с тяжелым взглядом и печатью нелегкой судьбы. Вот то, что спасает и Гоголя, и Бортко, и заставляет ответить ребенку: хорошие – это которые в усах, с чубом и в шароварах.
Елена Захарова, актриса: Очень интересное впечатление: кино мощное, масштабное, но для меня немножко много крови. С другой стороны, я понимаю, что это сражения, это история. Жестокость – значит, она была, раз это показано все. Конечно, история любви, предательства. Выдающиеся актерские работы. Потрясающая сцена, когда героя Володи Вдовиченкова убивают и он кричит: "Батько, ты меня слышишь?" И какой Ступка прекрасный! Я знаю, как тяжело играть в таких доспехах. У такого режиссера, как Бортко, не может быть проектов неуспешных – я люблю у него все работы.
Александр, зритель: Фильм, в какой-то степени, конечно, интересный. Но есть нюансы – некоторые моменты слишком плоски и слишком упрощены. Там, где можно было сделать что-то менее масштабное и при этом более реалистичное. Эротические сцены совсем нелепые – актриса красивая, и грудь у нее тоже красивая, но не нужно было только ее показывать. Персонажи, конечно, продуманы, но играет хорошо только Ступка. Попытка сделать красивый и сочный фильм удалась, но при этом в какие-то моменты можно было сказать: "Не верю!"