Сагу Стефани Майер о любви несовершеннолетнего вампира и школьницы пасуют, точно футбольный мячик, от одного режиссера к другому. К настоящему моменту счет в пользу режиссеров-мужчин: заявить историю новоявленных красавицы и чудовища в "Сумерках" доверили Кэтрин Хардвик ("Тринадцать"), разлучить героев в "Новолунии" предстоит Крису Вейцу ("Американский пирог" 1-2), а испытать соперничеством в "Затмении" поручили Хуану Антонио Байоне ("Приют"). Дни.Ру предрекают, что третий фильм может стать единственным, обязательным к просмотру.
В отличие от семикнижного "Гарри Поттера", четырехтомник о власти чувства над жаждой крови спешат перевести на кинематографический язык, словно это скоропортящийся продукт. "Сумерки" были запущены в производство еще до выхода книги, практически сразу после старта фильма в мировом прокате пришло известие о смене режиссера для второй части, а за восемь месяцев до ее премьеры объявлен режиссер третьей. Причем последний выбор наиболее спорен: в то время как в режиссерском кресле "Затмения" многим уже виделась Дрю Брэрримор, от которой ждали прилив в фильм романтической волны, еще даже не запущенную в производство картину отдали протеже Гильермо Дель Торо ("Лабиринт Фавна", "Хеллбой") - Хуану Антонио Байоне.
Задавшись целью визуализировать творчество Майер с максимальной скоростью, обладатели прав на экранизацию ее романов встали перед необходимостью менять режиссеров, точно перчатки, и в итоге набранная ими к настоящему моменту троица представляет собой компанию мастеров, которые ни разу в своем творчестве и близко друг с другом не стояли.
Подмену Хардвик на Вейца еще можно объяснить тем, что женская компания из режиссера, сценариста и писательницы воспроизвела "Сумерки" чересчур на девичий манер, и обладатели прав на экранизацию решили передать историю героев, подзастрявших на девственной стадии отношений, в руки человека, популярно изложившего все нюансы первого сексуального опыта в жизни американских подростков. С другой стороны, Бэлла (Кристен Стюарт) и Эдвард Каллен (Роберт Паттинсон) и во второй части все еще далеки от взрослого накала страстей, так что подогревать их любовные страдания режиссеру Вейцу предстоит исключительно на платоническом уровне - учитывая тот факт, насколько пристально внимание поклонниц саги к следованию букве текста Майер.
Хуан Антонио Байона, заявленный режиссер "Затмения", вырвался на кинематографический небосклон с подачи непревзойденного поставщика чудовищ - Дель Торо значился в его проекте "Приют" лишь как продюсер, однако и этой строчки оказалось достаточно для того, чтобы зритель поспешил в кинотеатры. Фильм о том, как мать потеряла своего приемного сына из-за собственной оплошности и смогла отыскать его тело, лишь следуя зову призраков, населяющих приютивший ее семью дом, заставил мир поверить в пришествие наследника завораживающих параллельных миров в духе автора "Лабиринта фавна". Режиссерский почерк Байоны, как, впрочем, и самого Дель Торо, изначально мог бы придать сказке о "сумеречных" Ромео и Джульетте леденящие интонации, но вспомнили о нем едва ли не в последнюю очередь.
Как результат, три фильма о всепобеждающей силе любви мальчика-кровопийцы и девочки, жаждущей подставить нежную шею под его клыки, могут получиться фрагментами разных опер. И если фанатов саги не отпугнет мужская точка зрения на историю от Криса Вейца, то с более чем определенной вероятностью их сердца застынут от атмосферы ужаса, которую нагонит Байона. Последнего, впрочем, и хочется "Затмению" пожелать - этой выдумке о прекрасном вампире на белом коне и его деве из плоти и крови жизненно необходима инъекция саспенса.