Вечером 27 октября, в день своего 65-летия, Николай Караченцов впервые за несколько лет вышел к зрителям со сцены.
В Театре эстрады для него специально оборудовали передвижной белоснежный корабельный мостик со штурвалом, напомнивший о самой знаменитой роли актера в "Юноне и Авось". С этого капитанского мостика главный герой юбилейного действа "Виват, Петрович!" и спустился в зал.
До и после
Для празднования дня рождения Николая Караченцова открыл двери своего театра
Геннадий Хазанов. Их творческие пути пересеклись еще на пороге школы-студии МХАТ: на консультации при поступлении совсем юные Геннадий и Николай попали в одну десятку, из которой Караченцова отобрали, а Хазанова - нет. "Когда зашел разговор о том, чтобы 27 октября
провести юбилейный вечер Николая Караченцова в стенах Театра эстрады, я сказал только одно:
"С радостью!" - заключил он.
Выйдя на сцену, художественный руководитель Театра эстрады попросил у именинника всего одну минуту внимания. "Впервые в жизни зарифмовал несколько строчек, - объявил он. - Так что у меня сегодня своего рода дебют". Его стихотворение "Человек любит жизнь и надеется, что это взаимно" стало гимном жизнелюбию, таланту и силе воли Караченцова - качествам, которые отмечали все гости вечера.
Людмила Поргина: Я одержала вверх над смертью в борьбе за жизнь моего Коленьки
Перед глазами зрителей прошла вся жизнь актера, трагическими обстоятельствами 28 февраля 2005 года поделенная на "до" и "после" аварии. Караченцов "до", артист необузданного темперамента и мощнейшей энергетики, пел и говорил с экрана, танцевал стэп в хронике, улыбался с фотографий... Караченцов "после" сидел в зале по правую руку от супруги Людмилы Поргиной и на протяжении почти трех часов непрерывного действа принимал поздравления - то, что актер смог быть здесь и сейчас, было их общей победой и доказательством его несгибаемого характера.
Ему зачитывали телеграммы - от президента России Дмитрия Медведева, первой леди Светланы Медведевой, премьер-министра Владимира Путина, патриарха Кирилла. В каждой прежде всего были пожелания здоровья и душевных сил. Тут же, прямо в зале, Караченцову вручили орден Георгия Победоносца IV степени, а его верной спутнице и хранительнице - светский орден Евдокии Московской, жены Дмитрия Донского, вручаемый за христианское супружеское служение. "Какое же счастье, когда мы находим силы бороться, - отметила со сцены дрогнувшим голосом Людмила Поргина. - Я одержала вверх над смертью в борьбе за жизнь моего Коленьки, и эта награда для меня - самая почетная. Я выполнила свой долг горячо любящего человека по отношению к горячо любящему человеку".
Любовью и теннисом едины
Роль Людмилы Поргиной в судьбе актера отмечали все.
Марк Захаров, художественный руководитель родного Караченцову театра "Ленком", сначала поделился сокровенным: "
В приступе любовной неги называю его Бас-баритон вы наш". А затем перешел к пожеланиям: "Николай Петрович, делайте в жизни сейчас только то, что вам комфортно, приятно, радостно, и то, что вам скажет Людмила Поргина".
Максим Дунаевский вспомнил, как когда-то на пару с Караченцовым решили "скрыться подальше от глаз людских, в деревенскую глушь - город Лос-Анджелес", где месяц записывали диск "Моя маленькая леди" при условии выполнения двух выставленных Петровичем условий: каждый день играть с ним в теннис, а после пить пиво. Условия были выполнены, диск выходил для Караченцова автобиографическим, и дело оставалось за малым: выбрать песню, которая стала бы посвящением жене. Актер ухватился за стихи Ильи Резника "Ветреная женщина", Дунаевский стал было противиться: "
Все знают, что твоя супруга - ураган, но ветреная женщина..." "Ты не был с ней знаком 30 лет назад", - возразил Караченцов. Эту песню композитор по случаю юбилея друга исполнил для Людмилы Поргиной сам.
Любовь актера к теннису также неоднократно поднималась со сцены. "
65 лет - концовка первого сета, впереди еще как минимум два", - констатировал глава российской федерации тенниса
Шамиль Тарпищев. Он отметил, что Караченцов всегда был творцом российских побед на международных кубках: актер даже укрепился в роли "духа нашей команды". Чтобы закрепить это, Тарпищев преподнес "непобедимую ракетку - непобедимому Николаю Караченцову" и выразил уверенность, что им еще выдастся шанс выйти друг против друга на теннисный корт.
Надежда на возвращение Николая Караченцова "в строй" едва ли робко проникала в пожелания его друзей, близких и коллег: но каждый из них, как и любой из зрителей в зале, продолжал и продолжает не на словах, но в душе желать ему чудесного исцеления. "
У нас с тобой есть девиз: "Авось!", - констатировал композитор
Алексей Рыбников, автор музыки к рок-опере "Юнона и Авось". - Авось вывезет, и все будет хорошо!"