Русский кинематограф, игнорируемый в этом году Каннами и Берлином, на фестивале в Венеции пользуется неизменным успехом – в 2003-м году "Золотого льва" получил фильм Андрея Звягинцева "Возвращение", в году нынешнем Алексей Герман-младший представит вниманию итальянцев картину "Бумажный солдат", а в специальной программе конкурса "Горизонты" Михаил Калатозишвили покажет "Дикое поле". Более того, церемонию открытия и закрытия Венецианского фестиваля-2008, который стартует 27 августа, проведет Ксения Раппопорт, лауреат премии итальянской киноакадемии "Давид ди Донателло" за главную роль в картине Джузеппе Торнаторе "Незнакомка". Чем вызван такой повышенный интерес венецианцев к России, рассказывают Дни.Ру.
Русская Кардинале
Имя Ксении Раппопорт в последнее время у всех на устах – много теплых слов в ее адрес было сказано на фестивале в Локарно, откуда она ушла с "Золотым Кувшином" за лучшую женскую роль в фильме Кирилла Серебрянникова "Юрьев день". В этой картине Ксении довелось сыграть оперную диву – по словам самой актрисы, задача не из легких, и два урока академического пения позволили ей лишь перехватить интонацию, вокальную дикцию, что и помогло ей спеть арии самостоятельно. Помимо мастера по вокалу на помощь Раппопорт пришел Лев Додин, режиссера и директора питерского Театра Европы - прежде Ксения была известна в основном театральной публике именно как артистка экспериментальных спектаклей оригинала Льва Додина, эдакого русского Някрошюса. В его "Чайке" Раппопорт сыграла Нину Заречную (знаменитую роль Веры Федоровны Комиссаржевской в самой первой постановке "Чайки", тоже поставленной в Санкт-Петербургском театре – в тот раз, в Александринке).
Получать премии артистке не впервой: в 2003-м году она была удостоена награды "Золотой софит" за Елену Андреевну в "Дяде Ване" того же МДТ Додина. Что касается ролей в итальянском кинематографе, то уже совсем скоро состоится премьера картины "Двойной удар" с участием Ксении и, между прочим, Моникой Белуччи – в прошлом тоже звезды фильма Торнаторе, "Малена".
Для современной Италии Ксения стала новой Клаудией Кардинале: лебединая шея, вьющиеся темные волосы, пухлые губы и выразительные зеленые глаза вполне приходятся "впору" итальянским представлениям о красоте, так что вкупе с классической школой – актриса закончила ЛГИТМиК, – ярким театральным прошлым и вполне уже заслуженным кинематографическом настоящим получается весьма любопытный коктейль из всего того, что любит житель Апеннин.
Привет от Муссолини
Алексей Герман-младший прежде уже участвовал в Венецианском фестивале – фильм "Garpastum" о ребятах, желающих любым способом попасть в футбольную лигу, так долго не сходил с первых полос печатных и сетевых СМИ, что складывается впечатление, будто снят он был буквально вчера. Между тем прошло три года с момента релиза картины, русские почти победили в международном чемпионате по футболу, а Чулпан Хаматова успела сбежать в Лондон и сняться в новом фильме Германа "Бумажный солдат". Всех секретов Алексей Алексеевич не выдает, однако известно, что фильм о шестидесятниках – том самом поколении, что в России пришлось на время Хрущевской оттепели.
Для Италии 60-е были периодом самого расцвета кинематографа – в это время творили мастера нео-реализма: Лукино Висконти, Витторио де Сика, Роберто Росселини. Вся великая троица имела прямое отношение к журналу "Cinema", главредом которого на тот момент был Витторио Муссолини – в 1932 году, во время правления его отца, Бенито Муссолини, и начался первый Венецианский фестиваль.
Возможно, такие аналогии слишком глубоки, и, ища причины в столь глубоком прошлом, мы отказываемся от новаторства Венеции – между прочим, что парадоксально, старейшего кинофестиваля в Европе. Однако то, что Алексей Герман-младший, сумевший и сохранить традиции великих кинематографистов, и проецировать на экран современные тенденции, является в этом смысле уникальным режиссером, остается вне всяких сомнений.
Тридцать один год молчания
Человек, появление которого на горизонте Венецианского фестиваля приятно в силу семейной традиции, - это внук Михаила Калатозова, чей фильм "Летят журавли", лауреат 11-й церемонии в Каннах, стал не только его собственной визитной карточкой, но и лицом всего советского кинематографа. Марко Мюллер, организатор конкурса в Венеции, будучи большим почитателем русского кино, отобрал в соревновательную программу фильм Михаила Калатозишвили "Дикое поле", отмеченный на последнем "Кинотавре" призом Гильдии кинокритиков.
В картине внук прославленного режиссера рассказал историю молодого врача, живущего в казахской степи и ожидающего вестей от любимой – той, которая вскоре с ним распрощается. Такие своеобразные "Сто лет одиночества" – только сжатые в одну киноленту и с минимальным количеством персонажей, обживающих русское Макондо.
Это кино про счастье и счастливого человека, как утверждает сам создатель "Дикого поля". В таких фильмах очень давно нуждается не только обычный зритель, но и весь институт кино – в этом ключе выбор именно картины Калатозишвили как участника специальной конкурсной программы Венецианского фестиваля, очевиден.