Итальянский писатель Алессандро Барикко, по чьему роману "Шелк" Франсуа Жирар снял в 2007 году фильм, решил сам стать режиссером. Картина под названием "Урок 21" ("Lezione 21") выйдет с 6 по 16 августа в Швейцарии на Международном кинофестивале в Локарно.
Для Барикко это не первый опыт работы в непривычной дня него области. Прежде он сотрудничал даже с французами Air, чьи клипы про влюбленную жвачку на очаровательную песню "Playground Love" в свое время произвели фурор. Вместе с Air Барикко записал пластинку City Reading, в которой выступил как чтец собственных текстов. Можно считать этот совместный релиз небольшой подготовкой к созданию целого фильма о музыке.
В фильме повествуется о том, как студент по имени Петерс отправился в Италию на исследование мест, где создавалась Девятая симфония Бетховена. Наполненный флешбеками событий старины, сюжет вновь возвращает нас в реальное время, таким образом создавая ощущение неотделимости прошлого от настоящего. Имеющий диплом о высшем философском и музыкальном образовании (по классу фортепьяно), Алессандро Барикко подходит к этой истории как профессионал.
Экранизация "Шелка" прошла в Европе довольно тихо, и, наученный чужим горьким опытом работы со своими книгами, писатель подошел к съемкам с умом. Чтобы вызвать к своему кинематографическому произведению интернациональный интерес, Барикко сделал фильм на английском языке, так что уже 5 сентября мировая общественность сможет оценить творение новообращенного режиссера.
Другой европеец, Мишель Уэльбек, прославившийся своими книгами о поиске счастья в духе киберпанка и неософизма, уже давно известен его соотечественникам и как режиссер собственных фильмов. Только в отличие от Барикко, пожелавшего сделать кино доступным всему миру, Уэльбек принципиально делает картины, рассчитанные на более ограниченное число зрителей.
Например, в 2006-м вышел фильм "Elementarteilchen" – свой французский роман "Элементарные частицы" Уэльбек решил снять на немецком и английском языках. Подобный выбор может быть обусловлен тем, что это его произведение – своеобразный спор Шопенгауэра и Канта, философский диспут, который, как говорит современная история науки, принято вести на немецком. Правда, несмотря на мировую популярность писателя, мировая премьера прошла довольно тихо и скромно.
На данный момент в производство запущена новая картина по роману Уэльбека "Возможность острова" ("La Possibilite D’une Ile") о мастере скетча, снимающем свой порнофильм, где фантастический и реалистический планы накрепко переплетаются. Здесь писатель вновь выступает как режиссер, так что узнать, что из этого вышло, можно будет после 10 сентября.
Выступать абсолютным автором своих фильмов, кажется, становится модным, однако не каждому эмигранту удастся это сделать на чужбине – и притом не один раз. Речь идет о Найте М. Шьямалане, индусе по происхождению, чей триллер "Шестое чувство" 1999 года поразил даже самых черствых зрителей.
Ситуация Шьямалана несколько отличается от того, что было с Уэльбеком и Барикко: Найт М. изначально режиссер - он блестяще окончил киношколу при Нью-Йоркском университете в 1992 году в полном восторге от Альфреда Хичкока. Уже умея снимать, Шьямалан стал сам писать сценарии для своих фильмов, так что вскоре из-под его пера вышло много историй.
Налет мистицизма в его картинах объясняется, возможно, происхождением режиссера – индийская мифология достаточно богата и любопытна. "Девушка из воды" об андрогинных нарнах, населяющих подводные глубины, поразила юных зрителей, не склонных к размышлениям о рамках жанра. Кстати, за некоторыми вычетами фильм и правда любопытный – в конце концов, волшебные сказки - действительно хороший, но малоизученный кинематографический жанр.
В июне на экраны вышло его новое творение – "Явление", ставшее по необъяснимым причинам самым кассовым его фильмом ("Девушка из воды" в прокате провалилась). Несмотря на все возрастающее напряжение, многое в фильме выполнено довольно условно – в частности, характеры персонажей. Однако Хичкок мог бы гордиться Найтом – саспенс Шьямалану дается блестяще.