- В "Нереальном севере" есть много сцен, из-за которых фильм следует выпускать под грифом "Людям с неустойчивой психикой и беременным женщинам смотреть не рекомендуется". Вы хотите напугать людей? - Именно так. Тут просто: у тебя есть история, идея и ты пытаешься вспомнить, почему ты за нее взялся – это ведь очень длинный путь. Каждый фильм отнимает пять лет жизни – много времени для того, чтобы накопить денег, чтобы выпустить его – тебе необходимо постоянно чувствовать что-то, продолжать следовать своему замыслу. И, быть может, это отзовется в людях – никто не знает, как, но тут никакого волшебства – ты просто надеешься на то, что тебе повезет и делаешь все, что можешь. - Повороты событий и способ повествования довольно притчевый. То, чем вы занимаетесь – это вроде попытки преподать урок? - Я думаю, это просто рассказывание историй. Это очень старая идея – когда люди много сотен и тысяч лет назад сидели кругом костра и рассказывали друг другу истории. И, наверное, пытались заставить слушателей смеяться и плакать, бояться – это то же самое, только очень дорого стоит. Я и человек, с которым мы пишем сценарии, делаем так же: сидим вместе, выдумываем на ходу истории, рассказываем друг другу и говорим: "О, это неплохо, давай попробуем?". Это не только написание, и дело совсем не в компьютеризации – это простая идея разговора двух людей, я так беседую с аудиторией. - Героя Шона Бина зовут Локи - так же, как скандинавского бога хитрости и обмана. Но ведь персонаж Бина нисколько не обманщик, а вот история, которая с ним приключается, довольно мистическая. Как вы находите слова, чтобы объяснить артистам их задачу? - Ну, во-первых, они должны прочитать сценарий. А потом я должен представить персонаж и его характер актеру: у меня есть идея того, что случилось, и актеры сами ищут, как им удобнее его сыграть. Я делал даже фильмы, в которых не было никаких актеров – просто снимал реальных людей. И они мне сами говорили, как это сделают. Я никогда не показываю им, как нужно себя вести и реагировать – это исходит только от них. Я вмешиваюсь только если они делают что-то, во что я не верю и не считаю правильным. Тогда я начинаю размышлять, какой вопрос им задать, чтобы добиться того, чего я хочу – как правило это вопросы от противного, и это намного сложнее. Но я не актер и не могу указать им, как делать их работу. - Каково это – работать с актрисой Мишель Йео? - Она восхитительна. Она героиня. Она просто гений – очень-очень добросердечная, очень милая. Мишель снималась в стольких фильмах намного крупнее этого и намного дороже, но ей понравился сюжет, ей понравился я, и она сказала: "Я хочу сделать это кино". Много времени ушло на то, чтобы отыскать деньги, чтобы снять фильм – но мы отлично провели время и все еще в хороших отношениях. Иногда ты работаешь с людьми и это всего лишь работа. С Мишель все не так: она общается с моими детьми, женой, она нам теперь друг. Я считаю, она сделала потрясающее представление: люди ее знают по экшенам, а это другое кино, довольно медлительное и трудное для восприятия. С ее стороны очень смело было сыграть что-то отличное от привычных жанров – ведь многие артисты стремятся сделать одно и то же из фильма в фильм. Снимать фильм было тоже очень трудно: было холодно, у нас не было отелей для жилья, все артисты были вынуждены жить на корабле! Так что потрясающе, что такая большая звезда, как она, согласилась на подобные условия: она жила с остальными, ела ту же пищу, что ели мы, - она потрясающая. - Есть ли в кинематографе картины, в чем-то похожие на вашу? - Ну, когда ты что-то снимаешь, ты, разумеется, надеешься, что фильм не будет похож ни на одну предыдущую картину. Но вообще, сюжет, например – это классическая японская история, такие снимали в 60-х. И когда мы закончили писать сценарий, кто-то, кто его прочел, сказал, что это японский фильм "Онибаба" (1964, реж. Кането Шиндо – прим. Дней.Ру). А вообще сама история классическая – две женщины любят одного мужчину. - Сюжетов вообще 27 всего лишь… - Вот именно! Так что есть один фильм из Японии, который я могу назвать похожим на свой. А в остальном – он очень оригинален.