Автор постапокалиптического романа "Метро 2033" Дмитрий Глуховский, впервые выпустивший свой роман в Интернете, решил повторить более ранний эксперимент и написать продолжение. О том, чем похож метод Глуховского на то, что делали Нил Гейман и Стивен Фрай, Дни.Ру поговорили с самим писателем.
Драматург и актер Стивен Фрай и писатель-фантаст Нил Гейман периодически обнародуют свои записи в блогах, делятся с читателями замечаниями, принимая и получая комментарии и письма. Журналист Дмитрий Глуховский в 2005-м в интерактивном режиме стал создавать роман "Метро 2003" сразу совместно с читателями, и к тому времени как книга была опубликована, о ней знали уже многие. Теперь Дмитрий Глуховский принялся за создание продолжения нашумевшего романа.
- Дмитрий, почему вы решили пройти по проторенному пути, выложить материал в Сеть? - Несмотря на то, что "Метро 2033" стало бестселлером и хорошо продавалось, меня это никак не разубедило в том, что люди, которые не имеют возможности получать тексты и какую-то информацию бесплатно, должны за нее платить. Те, кто может себе позволить купить книгу, пусть покупают. А остальным я даю возможность прочесть текст, не платя денег. Во-вторых, для меня это возможность продолжать эксперимент на новом уровне. Сайт "Метро 2034" стал настолько популярен в первые недели, что просто не справляется с нагрузкой и "падает". Сейчас около 50 тысяч человек читают книгу онлайн, и это рекордный показатель.
- Зачем понадобилось создавать продолжение вместо того, чтобы написать что-то новое? - Первая часть стала бестселлером, и людям интересно, как будут развиваться события. Хочется верить, что это оттого, что книжка интересная. Во-вторых, тема московского метро близка всем, и каждый может себе представить, как это будет развиваться. К тому же международная обстановка остается напряженной, и книга не такая уж фантастическая в этой связи.
- Известно ли вам об аналогичных прецедентах? - Традиция публикаций произведений по главам с продолжениям была и во Франции в XIX веке, и в литературных журналах XX века. Но если там они брали готовые тексты публикаций, то здесь книга не написана - она будет создаваться в реальном времени. Жаль, правда, что все эти мысли я генерирую и внедряю, а потом оказывается, что кто-то уже так сделал. Хотелось бы достичь как можно более широкой аудитории, задействовать в таком культмассовом эксперименте чуть ли не всю страну, привлечь читателей к созданию романа, получить от них feedback, подзаряжаться энергией и так далее.
- А как же элементарная прибыль? - Благодаря моему блогу в "Живом Журнале" разворачиваются активные дискуссии о том, что будет происходить в дальнейшем в романе. Если говорить о прибыли, то жадничать не надо, история все рассудит. Число посетителей сайта "Метро 2033" перевалило за полмиллиона – то есть полмиллиона прочли книгу онлайн, при этом 250 тысяч ее купили. Это не влияет в отрицательную сторону и, может быть, играет в мою пользу. В любом случае, мыслить процентами с продажи – местечково, надо думать более глобальными категориями.